Правительство наконец уважило президента и пообещало в своей среднесрочной программе, что с 2007 года темпы роста ВВП достигнут 7-8%. Темпы, конечно, не амбициозные, но все-таки кое-что. Еще недавно премьер придерживался принципа "никаких прорывов не будет". А теперь, глядишь, к 2025 году сбудется заветная мечта экономического советника президента Андрея Илларионова - достигнем сегодняшнего уровня Португалии по ВВП на душу населения.
Но реальны ли предначертания Минэкономразвития? Скорее нет, чем да. Нельзя же всерьез надеяться на результативность реформ, которые нигде и никогда столь поспешно в таком масштабе не проводились. Желаемые темпы роста ВВП недостижимы уже в силу того, что экономика - весьма инерционная система. Она не успевает адаптироваться к постоянно меняющимся непредсказуемым условиям функционирования.
Удивляет инфантильный подход к решению проблем. Можно ли делать ставку на призыв: "Давайте жить дружно!"? Правительство снижает налоги в полной уверенности, что предприниматель начнет аккуратно их платить. В это не верит даже первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев: "Кто мне скажет, когда и сколько предпринимателей выйдут из тени и с каким объемом при снижении ставки ЕСН?" Сомнения высокого чиновника можно понять: правительственные налоговые новации не просчитываются, а результаты их невозможно предсказать.
Снижение налогового бремени, сопровождаемое либерализацией валютного регулирования, по мнению правительства, должно остановить отток отечественных капиталов и привлечь иностранные. Оснований для подобных надежд, откровенно говоря, нет никаких. Отток капиталов в прошлом году возрос почти на 20% и достиг 19,6 млрд. долл. Правда, Алексей Улюкаев не видит "ничего смертельного" в том, что в итоге валютной либерализации крупные компании переведут счета в зарубежные банки, уже не таясь. Если они сейчас всеми правдами и неправдами стараются вывести капиталы за рубеж, то почему они же вдруг начнут их вкладывать в реальный сектор через три года? Видимо, премьеру Михаилу Касьянову и главе МЭРТа Герману Грефу известно такое, что неведомо другим.
Скорее всего в 2007 году темпы роста ВВП не достигнут даже прошлогодних 4%. Логика этого вывода проста - две трети прошлогоднего прироста пришлось на экспортно-сырьевые отрасли. Этот факт признали все эксперты и само правительство. К 2007 году этот фактор перестанет работать, так как нефтяной сектор выйдет на оптимальные для страны объемы добычи - около 450 млн. тонн - уже в 2005 году, да и внешнеэкономическая конъюнктура не обязательно останется благоприятной. Но даже если правительство не решится ограничить дальнейший рост добычи (о необходимости этого уже высказываются некоторые видные представители нефтяного бизнеса), то предел его мечтаний - все те же 4% роста ВВП.
Реальные источники повышения темпов роста ВВП в программе не проглядываются, одни надежды на улучшение инвестиционного имиджа страны. Причем весьма зыбкие. Два показателя, в значительной мере обеспечивающие прирост ВВП, не дают каких-либо оснований для оптимизма. Производительность труда не повышается, что неудивительно: прямые инвестиции в обрабатывающий сектор продолжают падать. В прошлом году в машиностроительной отрасли они сократились на 30% - до 1 млрд. долл. Причем 90% инвестиций - собственные средства производителей. Доля федерального и региональных бюджетов - 1%.
Можно ли без четкой государственной промышленной политики изменить структуру экспорта? Что останется от машиностроительной отрасли к 2007 году, если основа ее сегодняшнего существования - экспорт - продолжает сокращаться. В 2002 году он уменьшился на 6,4% и составил 9,7 млрд. долл., а прогноз на 2003 год - дальнейшее снижение на 7-12%.
Сейчас в правительстве очень модны разговоры о необходимости добиться увеличения в структуре экспорта доли продукции с высокой добавочной стоимостью. Насколько они серьезны? Достаточно напомнить, что более шестидесяти банков по активам опережают Российский банк развития. И это в нашей небогатой в целом банковской системе. На поддержку и перестройку структуры экспорта по новой программе только со следующего года правительство планирует выделять ежегодно около 100 млн. долл. Очевидно, что при таких объемах финансовой поддержки экспорта отечественный производитель не может рассчитывать на сколько-нибудь значимые заказы на мировом рынке.
Не улучшится ситуация и в обозримом будущем. Сокращение налоговой нагрузки и госрасходов при всеобщей либерализации - принципиальный курс правительства. Позиция ведущих министров неизменна: государство должно быть вне экономики. Результат такого подхода в полной мере проявился в прошлом году - высокий урожай зерновых привел к снижению вклада агропрома в ВВП и прибыли сельхозпроизводителей, к росту числа убыточных предприятий. Правительство каких-либо выводов из прошлогодней катастрофы с урожаем для себя не сделало. Зачем? В этом году проблем с урожаем не будет - озимые посевы сократились, то, что засеяно, вымерзло на 40%.
Правительственные чиновники, похоже, осознают, что речи о промышленной политике как-то несовместимы со снижением государственных расходов даже под предлогом сокращения налогового бремени. В обоснование такой политики в разных вариантах звучит один и тот же тезис: государство в принципе плохой распорядитель бюджетных средств, плохой производитель услуг для граждан и бизнеса, поэтому финансовые ресурсы лучше оставить у предпринимателей. Возникает вопрос - а при чем здесь государство? Ведь государством управляет правительство.