Пока ПАСЕ определяла свое отношение к предстоящему референдуму по Конституции Чечни, Владимир Путин добивался поддержки его проведения со стороны лидеров российского ислама. На прошлой неделе президент провел встречу с председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином. По поводу предстоящего референдума муфтий сказал, что "это единственно правильный путь сегодня". Жители Чечни должны сами высказаться по Конституции, избрать своего президента, "чтобы в конечном итоге на территории Чечни был закон и порядок", считает он.
В тот же день глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Чечни Ахмед-хаджи Шамаев заявил на пресс-конференции, что духовные лидеры северокавказских республик также поддерживают проведение референдума. Они не только сами уверены в необходимости его проведения, но и пытаются убедить в этом руководство некоторых арабских стран. Делегации муфтиев Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии недавно посетили Ливию и Иорданию. Муфтии встретились, в частности, с министром по делам религий Иордании и главным судьей шариатского суда Ливии. "Они согласились с тем, что предстоящий в Чечне референдум необходим для процесса стабилизации как в Чечне, так и во всем регионе", - заявил на пресс-конференции Исмаил Бердиев.
Разумеется, проведение референдума одобрил и традиционно лояльный Кремлю председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин. "Мы неоднократно высказывались в поддержку проведения референдума и притом гораздо раньше, чем Совет муфтиев России и Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Подавляющее большинство жителей Чечни желают мирной и спокойной жизни в составе Российской Федерации. И предстоящий референдум поможет ее наладить. Те, кто призывает к "священной войне", после этого лишатся какой бы то ни было легитимности", - заявил Таджуддин в интервью "НГ".
В том, что референдум получит одобрение со стороны официальных представителей исламского духовенства, можно было не сомневаться. В последнее время оно испытывает сильное давление со стороны экстремистских религиозных групп и, в свою очередь, также нуждается в поддержке властей.
Встреча Путина с Равилем Гайнутдином, по-видимому, была продиктована не только необходимостью добиться поддержки предстоящего референдума. Напомним, что в начале января президент встретился в Уфе с главным конкурентом Гайнутдина в борьбе за лидерство в российском исламе - Талгатом Таджуддином. Как уже писала "НГ", многие эксперты и политологи поспешили тогда сделать вывод о том, что в споре двух муфтиев Кремль принял сторону Таджуддина. Личная встреча Путина с Гайнутдином, по-видимому, призвана показать, что Кремль по-прежнему пребывает над схваткой, и вопрос о едином духовном лидере российских мусульман пока остается открытым.