НА ДНЯХ министр обороны Сергей Иванов направил президенту РФ письмо, содержание которого способно обернуться большим скандалом. В послании глава военного ведомства жалуется на действия МВД и МЧС и обвиняет их "в незаконном наборе в милицию и пожарные структуры" юношей призывного возраста. В письме есть и вывод: подобные инициативы противоречат Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе".
Итак, силовики делят призывников, ставших еще одним экономическим ресурсом. Призывники для силовых ведомств - товар, причем даровой. Вот если бы в силовых ведомствах действовал контрактный принцип комплектования, тогда приходилось бы ограничивать аппетиты... А пока можно особенно не заботиться о сокращении собственных формирований, сквозь пальцы смотреть на нецелевое использование солдат и матросов, в том числе для строительства дач, гаражей да и Бог знает еще чего в подведомственных частях и подразделениях.
Сергей Иванов в своем письме ссылается на то, что в соответствии с законом призывники из военкоматов могут направляться только во внутренние войска, части гражданской обороны, но никак не в милицию или пожарные службы. А такая практика стала уже традицией. Иванов хотел бы сломать ее. Потому что Вооруженным силам самим не хватает этого бесплатного призывного ресурса.
По словам министра обороны, в органах МВД и пожарных структурах МЧС незаконно проходят службу свыше трех тысяч юношей. Это - два полка внутренних войск. По данным военного ведомства, от призыва на военную службу в связи с поступлением, в частности, в органы и учреждения МВД и МЧС в 1999 г. уклонились, уйдя в ряды милиции, 656 человек, противопожарную охрану - 342, структуры ГУИН - 53 человека. В 2000 г. эти показатели составили, соответственно, 1828, 853 и 153 человека, в 2001 г. - 4707, 2001 и 523 человека. "То есть, ежегодно в 2,5-2,8 раза увеличивается количество граждан, незаконно уклоняющихся от службы в Вооруженных силах", - комментируют письмо министра обороны в военном ведомстве.
"Проблема, ставшая поводом для письма министра обороны президенту России не нова - ей 4,5 года, - заявил председатель комитета Госдумы по обороне генерал армии Андрей Николаев в интервью корреспонденту "Интерфакса". - Появилась она в день вступления в силу Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Именно тогда три законодательных акта - Закон РФ "О милиции", Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета России от 23 декабря 1992 г. и Федеральный закон "О пожарной безопасности" - вступили с указанным Федеральным законом в противоречие".
Депутат пояснил, что базовым для правоотношений по осуществлению гражданами воинской обязанности законом "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, проходящим службу в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службе МЧС России, но только имеющим высшее профессиональное образование. "Другими же из вышеназванных законодательных актов такая отсрочка предоставляется всем без исключения сотрудникам органов внутренних дел и ГПС МЧС России, в том числе и не имеющим высшего профессионального образования. А в ГПС МЧС России, более того, не только рядовому и начальствующему составу, но и работникам, не имеющим специальных знаний (к которым относятся все, включая дворников)", - заявил Николаев.
Налицо очевидное противоречие законодательных актов и, как видится, МВД России и МЧС России такое противоречие только на руку, сказал он. А ведь у каждого из этих министерств, кроме того, имеются еще и войска (внутренние войска и войска гражданской обороны соответственно), которые тоже необходимо каким-то образом комплектовать призывниками. "Вот и получается, что так называемый "призывной контингент" нарасхват, без него у нас не будет ни милиции, ни пожарных, ни много еще кого. Что же будем делать, когда перейдем на контрактную основу? - спросил Андрей Николаев. - Вывод такой: все категории отраслей экономики, служб и работ, где граждане ныне имеют отсрочки от призыва на военную службу, должны быть отнесены к местам прохождения альтернативной гражданской службы".
Известно, что в свое время глава МВД Борис Грызлов пообещал главе Минобороны исправить положение. Но в 2002 г. пожарных перевели под крыло МЧС. А Сергей Шойгу, между прочим, Сергею Иванову ничего не обещал. И колесо покатилось дальше.
У каждого из уязвленных силовиков есть собственная, как им кажется, наиболее справедливая концепция дележа бесплатного призывного ресурса. Например, начальник управления по работе с органами обеспечения безопасности правительства Москвы Николай Куликов имеет свой резон - у него некомплект низового звена милиционеров достигает почти 10 тыс. человек. По его мнению, дефицит можно было бы покрыть за счет солдат внутренних войск, дислоцированных в Подмосковье. И, наверное, у Куликова все получится.
Генштаб стремится перекрыть возможные обходные пути закона. Заместитель начальника Генштаба, начальник Главного организационно-мобилизационного управления генерал-лейтенант Василий Смирнов признал, что готовятся предложения - поправки к законодательству, которые бы более четко регламентировали порядок приема на работу в милицию и пожарные структуры. Заметьте, Генштаб готов сам править законоположения МВД и МЧС. Но другие силовые структуры вряд ли будут молча внимать наставлениям военных.