Исламское духовенство Ингушетии направило коллективное обращение к президенту республики Мураду Зязикову. Имамы жалуются на то, что в последнее время в Ингушетии заметно активизировались последователи ваххабизма. Духовенство просит главу республики "приложить все усилия по недопущению раскола в ингушском народе". Имамы также обратились к президенту с просьбой дать "указание силовым структурам вести решительную борьбу с проявлениями экстремистских течений, за укрепление законности и правопорядка". В обращении говорится также о необходимости "запретить строительство мечетей без согласования с соответствующими госструктурами и муфтиятом Ингушетии".
Неделю назад похожее заявление последовало со стороны муфтията Республики Татарстан. Как уже сообщала "НГ", заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов заявил, что в центре России в ближайшее время следует ожидать всплеска активности ваххабитов. Правда, в отличие от своих ингушских коллег Якупов не обращался за помощью к властям. Он считает, что бороться с ваххабизмом можно, только развивая структуру исламского духовного образования в России.
С юридической точки зрения приверженность ваххабизму, безусловно, не является преступлением. Считается, что в числе последователей этого радикального исламского движения экстремистов на порядок больше, чем в любом другом. Но это отнюдь не означает, что каждый приверженец ваххабизма непременно должен быть экстремистом, так же как среди христианских фундаменталистов не все становятся на путь экстремизма. Между тем понятие "ваххабизм" все чаще используется в качестве синонима экстремизма. Подобная терминологическая путаница приводит к тому, что в экстремизме можно обвинить тех мусульман, которые в реальности не имеют к нему никакого отношения.
В последнее время обвинения в поддержке ваххабизма превратились в инструмент междоусобной борьбы между различными исламскими центрами. Победа в этой борьбе достанется тому, кто сумеет доказать властям виновность противной стороны. Однако сделать это не так просто, поскольку взаимность обвинений подрывает авторитет всех участников конфликта. Впрочем, заявление ингушских имамов может быть очень эффективным: ведь они обратились непосредственно к главе республики, в прошлом занимавшему высокие посты в Федеральной службе безопасности. Это ведомство проявляет порой безудержную активность в борьбе с "врагами государства" - как реальными, так и мнимыми, но, как известно, ревность бывает и не по разуму.