Теперь губернаторам позволено самим решать, сколько иностранных гастарбайтеров они готовы принять. Вкупе с другими новшествами миграционная квота дает уверенность в том, что они отныне всерьез рулят потоками рабочей силы, прибывающей из-за рубежа. Тем не менее власти признают, что стройной концепции миграционной политики в России пока нет. Сегодня ее обсуждают на заседании кабинета министров, приурочив тему к Международному дню мигранта.
Самым гостеприимным российским губернатором оказался Борис Громов. Он сообщил о готовности принять и разместить в Подмосковье 100 тысяч иностранных работников. В самой столице вакансий оказалось меньше: мэрия Москвы прислала заявку на 90 тысяч гастарбайтеров. Не хватает рабочих рук на нефтяных и газовых скважинах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Их власти готовы приютить в общей сложности 90 тысяч иммигрантов. По полтора десятка тысяч мест нашли на своем рынке труда губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев и начальник Приморья Сергей Дарькин. Другие региональные лидеры на запрос Федеральной миграционной службы отвечали, что и своих-то жителей не могут трудоустроить. Так, ни одного иностранца не хотят видеть на своей земле глава Чечни Ахмат Кадыров, президент Ингушетии Мурат Зязиков и глава администрации Коми-Пермяцкого автономного округа Геннадий Савельев. Судя по заявкам, почти нет работы для иммигрантов в Дагестане, Туве и Мордовии.
Любопытно, однако, что ксенофобские настроения во многих областях страны не слишком согласуются с реальными миграционными потоками. По данным министра Владимира Зорина, в Восточную Сибирь гастарбайтеры устремляются с не меньшей активностью, чем в округа Западной Сибири, которые согласились выдать крупные квоты. Интенсивность въезда иностранцев в Приморье за год увеличилась на 38%, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область - на 32%, и даже в негостеприимном Южном федеральном округе темпы прироста иммигрантов продолжают возрастать. Но коль скоро люди туда едут - значит, незаполненные ниши все-таки существуют, даже если местные власти не хотят этого признавать. Расхождения между чаяниями чиновников и объективной реальностью еще лучше видно при взгляде на абсолютные цифры. Общефедеральная трудовая квота на будущий год составила 538 тысяч. Между тем количество нелегалов, по согласованным данным ФМС и Миннаца, составляет 3 миллиона человек. Спрашивается, куда девать 2,5 миллиона лишних ртов? Всех ведь не переловишь и не депортируешь - ни средств, ни сил на это не хватит.
"Да, регионы осторожничали в своих заявках, - говорит Владимир Зорин. - Возможно, квота будет изменяться в сторону увеличения". Но с гражданским министром не согласны в МВД. Руководитель департамента иммиграционного контроля ФМС Владимир Волох утверждает: "Квота установлена вполне объективно. В прежние годы выдавали разрешения на 250-300 тысяч иностранных рабочих, а теперь квота увеличилась вдвое. Мы исходим из того, что далеко не все нелегалы трудятся. Иные нигде не работают или занимаются незаконной деятельностью". И все же трудно поверить, что все два с половиной миллиона нелегалов только тем и живут, что воруют и убивают.
Тем не менее власти собираются резко ужесточить надзор за постоянно живущими в нашей стране иностранцами. Теперь им придется ходить в милицию не только за временной регистрацией, но и за миграционной картой, а также за разрешением на работу. Если раньше такая бумага требовались только для тех, кто оформлял трудовые договоры, то теперь документ понадобится и обычным рыночным торговцам. При этом аналогичными разрешениями должны будут обзавестись и работодатели. Им придется еще доказывать, что на соответствующие вакансии не нашлось желающих среди самих российских граждан.
Правда, практика уже показала, что фирмачам, нанимающим гастарбайтеров, гораздо выгоднее платить штраф за отсутствие искомых справок, чем тратить время и еще большие деньги на уговоры местных чиновников. Этой проблемой озаботились московские власти, которые на днях предложили внести поправки в УК и сажать работодателей, имеющих дело с нелегалами, за решетку. На заседании правительства по концепции миграционной политики должны рассматриваться и другие законодательные инициативы, в частности, поправки в принятый не так давно закон о въезде и выезде, который правозащитники называли одним из самых либеральных актов постсоветского времени. Судя по тому, что группу по выработке новой концепции возглавляет замруководителя президентской администрации Виктор Иванов, слывущий "кремлевским ястребом", миграционное законодательство будет меняться в сторону ужесточения.