Георгий Шпак: служить бы рад, но в Минобороны думают иначе.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
На днях без видимого повода командующий Воздушно-десантными войсками Георгий Шпак созвал пресс-конференцию. На ней громко говорилось об успехах крылатой пехоты и почти шепотом - о проблемах и недостатках.
Впрочем, повод для встречи с журналистами все же имелся. Первому десантнику страны в следующем году исполняется 60 лет - предельный возраст для пребывания на военной службе. По конфиденциальной информации, некоторое время назад на генерала Шпака был подготовлен комплект документов для соответствующих инстанций, в которых решаются вопросы о продлении военной службы сверх установленных законом сроков. А незадолго до проведения пресс-конференции приближенным командующего ВДВ сверху подали сигнал - на положительный результат можно не рассчитывать. Значит же это следующее: во-первых, отставка и увольнение в запас Георгия Ивановича - вопрос ближайшего будущего, а во-вторых, прогнозы "НГ" (см. # 267 от 16.12.02) относительно кадровой чистки, проводимой начальником Генштаба Анатолием Квашниным, начинают приобретать реальные очертания.
Шпак не теряет физической формы. Но как раз до его формы высшему военному начальству дела-то и нет. Проблема Шпака заключается в другом - появляясь то в одной горячей точке, то в другой, генерал не стесняется делать заявления, которые выводят из себя молчальников из Генштаба. Например, о том, что потери десантников в чеченской войне (с октября 1999 года по декабрь нынешнего года) составили 330 солдат и офицеров, а общий урон федеральных сил за тот же период - почти 5 тысяч человек. А ведь ВДВ несут основную нагрузку в контртеррористической операции... Не менее прямолинеен генерал и в высказываниях по другим вопросам. Обо всем этом в высоких кабинетах Минобороны, естественно, вслух не говорят, хотя, разумеется, не забывают. Официальный же повод для "высочайшего неудовольствия" Шпаком - неудачный эксперимент в псковской дивизии, которая должна быть переведена на контрактный принцип комплектования.
Пока удалось укомплектовать контрактниками всего один полк, и то лишь на три четверти. Непосредственной вины в том Георгия Шпака, видимо, нет, просто с самого начала ему были заданы условия, ведущие к профанации и краху эксперимента. За денежное содержание, эквивалентное 150 у.е. в месяц, хорошего солдата-профессионала не получишь. По признанию руководства ВДВ, уровень оплаты надо поднимать как минимум в три раза. Но об этом в коридорах власти даже заикаться не смеют.
Вот и получается, что военкоматы набирают людей, что называется "с бору по сосенке", для отправки в Псков. С пятой частью из новоявленных контрактников-десантников приходится расставаться в первые недели службы, а недостающих бойцов добирать из других частей ВДВ. В целом, отмечают наблюдатели, в Пскове много заурядной показухи. А со строительством жилья сложилась и вовсе непонятная ситуация. Первоначально решили возвести восемь жилых домов для контрактников. Затем из Москвы последовала команда - экономить. Фундаменты трех домов вместе со средствами на их строительство тут же закопали. Оставшиеся же пять зданий явно не смогут обеспечить жильем даже один полк.
Много и других неурядиц обнаружилось за год, с тех пор как государство выделило около 2 млрд. руб. на развертывание профессиональной дивизии. Псковский эксперимент провалился, дискредитировав сам принцип комплектования на профессиональной основе. Свою долю вины следовало бы признать и Министерству обороны и Генштабу. Но стрелка переведена на командующего ВДВ.
Георгия Шпака, судя по всему, ждет такой же поворот карьеры, как командующего войсками СКВО генерала Трошева, которого со скандалом задвигают в тыл. Собрав большую группу журналистов в Махачкале, Трошев заявил, что не намерен принимать предложенную ему должность. Такой пассаж "НГ" предсказала еще 10 декабря. Подобное неповиновение равнозначно тому, как если бы в МВД перестали выполнять указания Грызлова. Или в Федеральной службе безопасности подвергали бы публичному обсуждению указания Патрушева. А в Министерстве обороны с некоторых пор это стало возможным. Не так давно командующий Черноморским флотом адмирал Комоедов не согласился с кадровым решением Москвы и выступил с претензиями.
Совершенно очевидно, что уровень дисциплины в Российской армии упал до наинизшей отметки. Из воинских частей рядовые и сержанты бегут десятками. Только в декабре дважды группы солдат самовольно покидали казармы, чтобы найти в Комитете солдатских матерей защиту от дедовщины и кулачного права. Куда же дальше? Иначе говоря, министр обороны Сергей Иванов утратил контроль над Вооруженными силами.
Складывается впечатление, что российское военное ведомство превратилось в дискуссионный клуб: приказы чаще обсуждаются, чем выполняются. Не ровен час - и обиженные генералы-"чеченцы" объединятся с другими обойденными военачальниками в противостоянии Центру. Во всяком случае, до ситуации, напоминающей выступление декабристов в 1825 году, осталось один-два шага. К тому же и на дворе сейчас декабрь.