На этой неделе на новый виток, вероятно, выйдет скандал вокруг высылки из Беларуси лидера "Союза правых сил" Бориса Немцова. Адвокаты партии намерены подать жалобу на КГБ и Совмин республики в минский суд. Процесс может стать весьма громким: никогда прежде политики двух союзных стран друг с другом не судились.
После московского теракта, случившегося сразу после событий в минском аэропорту, казалось, что никакого политического эффекта от выдворения партбосса из дружественной республики правые не получат. Коллеги по Госдуме отказались присоединить свои голоса к протестующим депутатам фракции СПС. Российский МИД на высылку Немцова из Минска тоже отреагировал довольно вяло, хотя и обратился несколько недель спустя к внешнеполитическому ведомству Беларуси с запросом о мотивах депортации. Ответа на эту депешу не получено до сих пор.
Тем не менее партийные руководители и юристы продолжали изыскивать способы симметричного ответа батьке Лукашенко за нанесенное их лидеру оскорбление. В том же, что решение об антинемцовской операции принималось в Минске на самом верху, не осталось сомнений, когда выяснилась должность офицера КГБ, допрашивавшего главу СПС и объявившего о депортации. Это полковник Эдуард Шершень, начальник следственного отдела следственного управления КГБ Беларуси - фактически один из главных следователей белорусской "Лубянки". Судя по его личному участию в процессе дознания, выдворение Бориса Немцова было сочтено делом чрезвычайной государственной важности. Причем решение о депортации явно принимали еще до прибытия российского политика.
Между тем оказалось, что обиженная сторона имеет весьма скудный арсенал средств для судебного разбирательства. В Европейский суд в Страсбурге на белорусские власти пожаловаться нельзя: республика не вошла в Совет Европы и в ближайшее время делать это не собирается. В самой Москве можно было бы судиться, если бы Немцов въезжал в белорусскую столицу в составе официальной делегации и имел бы соответственно статус дипломатической неприкосновенности. Но визит лидера СПС был неофициальным. В минский же суд согласно местным законам можно подать лишь после предварительного обращения в вышестоящую инстанцию (для КГБ Беларуси - это республиканский Совмин). Норма советского права, по которой надо сначала пожаловаться начальнику обидчика, а уже потом с ним судиться, в России давно упразднена, но в Беларуси она по-прежнему стоит на страже интересов чиновников. Так же, как и беспрецедентно высокая судебная пошлина по такого рода делам: право пожаловаться на бюрократа стоит 25 долларов (в пятьдесят раз больше, чем в России), при том что средняя пенсия в республике составляет 40 долларов.
Правые попытались задействовать в разрешении конфликта официальные структуры Российско-Белорусского союза, но лишний раз убедились в их полной неэффективности. Руководители Постоянного комитета союза сделали вид, что никакого скандала не было. Отказались эту тему обсуждать и в Парламентском собрании союза, хотя на этом наставила Елена Мизулина, председатель комиссии Парламентского собрания по законодательству и регламенту. В знак протеста она заявила, что готова сложить с себя председательские полномочия.
Тем временем однопартийцы Бориса Немцова подали жалобу на КГБ в республиканский Совмин и отсчитали 30 дней для ответа. На минувшей неделе этот срок истек. Как и предполагалось, из Совмина Беларуси никакой бумаги в московский офис "Союза правых сил" не пришло. Белорусские аппаратчики созванивались с юристами СПС, но, судя по их словам, ни из КГБ, ни из администрации Лукашенко им так и не поступило внятных указаний, как следует отвечать на данный запрос.
Как сообщил обозревателю "НГ" адвокат Немцова Вадим Прохоров, истцы будут требовать признания того, что решение белорусских властей о депортации незаконно. Адвокат считает, что, несмотря на высокий ранг "дознавателя", акция в минском аэропорту проходила крайне непрофессионально, с грубыми процессуальными нарушениями: в частности, не составлялся протокол о задержании, лидеру СПС не предъявляли письменного решения о выдворении, папочка с брошюрой и валютой (которую, по утверждению Немцова и Хакамады, подбросили) изымалась без понятых.
Независимо от исхода суда эта тяжба не может не вызвать аллергию у официального Минска. Ведь от имени СПС обвинения властям будет выдвигать активист оппозиционной партии ОГП (Объединенной гражданской партии) Евгений Лобанович - он уже получил соответствующую доверенность. Не исключено, что на суде будет выступать и сам Борис Немцов, который таким образом получит в Минске трибуну для обличения режима Лукашенко.