Своеобразный анонс внеочередному съезду партии "Либеральная Россия" в Санкт-Петербурге сделал Минюст. Замминистра юстиции Евгений Сидоренко объявил, что стремление сторонников Березовского провести этот съезд противоречит закону. Никогда прежде правительство так откровенно не вмешивалось во внутрипартийные распри. Исключение было сделано ради той самой партии, которой Минюст долгое время вообще отказывал в праве на существование. Тогда чиновники заверяли, что программные документы этой политической структуры не соответствуют закону о партиях и их надо переписать. Теперь выяснилось, что дело не только в юридических закавыках.
Тем не менее съезд "Либеральной России" состоялся. Более того, он побил все рекорды по продолжительности (дольше продержались, кажется, только основатели СПС). Обозреватель "НГ" покинул конференц-зал гостиницы "Пулковская" в полпервого ночи, когда делегаты еще не расходились: шел подсчет бюллетеней по последнему голосованию о составе контрольно-ревизионной комиссии. Понимая, что съезд может плавно перейти в череду судебных тяжб, его организаторы ко всем юридическим процедурам подходили с предельной педантичностью. Чуть ли не каждое значимое предложение комментировал юрист, специально приглашенный на партийный форум.
По призыву Бориса Березовского, общавшегося с делегатами по телемосту, еще до официального открытия съезда все лидеры региональных отделений подходили к микрофону, представлялись и сообщали, была ли в их регионе проведена партконференция для делегирования их на это мероприятие. К микрофону выстроилась длинная очередь. Представители Московской, Ленинградской, Архангельской, Иркутской, Тамбовской (всего сорока) областей один за другим заявляли о своей легитимности. Таким образом, ни у одного из присутствовавших не осталось сомнений в том, что это съезд подавляющего большинства членов "Либеральной России", а не "отдельных сторонников Березовского", как резюмировал минюстовский эксперт. Первым делом съезд отменил все предыдущие решения политсовета (его юшенковской части), в том числе об исключении из партии Березовского. "Теперь вы тоже можете голосовать наравне с другими, - торжественно объявила председательствующая Лариса Пегова, лидер питерских либералов. - Но мы вас, Борис Абрамович, никогда исключенным не считали".
На повестке дня осталось, по сути, два вопроса: о новой структуре и о новом руководстве партии. То, что смена лидеров неизбежна, стало ясно из первых же выступлений региональных лидеров. "Московская группировка хотела в очередной раз создать партию Садового кольца, - констатировал член политсовета Юрий Коренев из Иркутска. - Мнение регионов игнорировалось. Власть в партии строилась на интригах и быстро коррумпировалась. Юшенков и Похмелкин своими действиями дискредитировали партию, за что достойны исключения из ее рядов в полном соответствии с уставом". Предложение Коренева хотели уже было поставить на голосование, но тут слово взял Березовский и сказал, что считает такую меру несвоевременной. За ним и другие делегаты стали возражать: не будем сводить счеты, не надо превращать съезд в разборки. В итоге собравшиеся решили отстранить Похмелкина, Юшенкова и Золотухина от руководства, но партбилеты у них не отбирать: пусть остаются в партии и отстаивают свою точку зрения в "Либеральной России".
Дальше все шло в строгом соответствии с договоренностями, достигнутыми на совещании в Лондоне. Институт сопредседателей упразднен. Лидером ЛР избран Борис Березовский, председателем партии Михаил Коданев (глава ЛР в Коми), секретарем центрального совета Юрий Коренев, секретарем политсовета Лариса Пегова. Единственным москвичом в руководстве стал член прежнего политсовета Андрей Сидельников - он будет возглавлять исполком.
Большинство решений принималось почти единогласно. Затем партийцы сосредоточились на оргвопросах: было принято около 30 поправок в устав. А вот идеологические темы - возможное блокирование с левыми, вхождение в патриотическую коалицию (чему Березовский посвятил почти все свое выступление) - особо не обсуждались. Обозреватель "НГ" поинтересовался у нового председателя партии Михаила Коданева, почему эти вопросы оставлены за скобками. Может, однопартийцы не разделяют подходы Березовского? "Позиция лидера давно и хорошо известна, и если бы люди с ней не были согласны, они бы сюда не приехали, - ответил Коданев. - Мы уже не один месяц обсуждаем эту тему и в регионах, и в Москве, и в Лондоне. Общее мнение таково: идеи свободы не противоречат патриотизму. Что доказывают те же американцы: они патриоты своей страны, но никто не сомневается в том, что они либералы". Кстати, один из делегатов съезда предложил в случае, если власти все-таки откажут партии в легитимности, учредить общественно-политическое движение "Либеральные патриоты России".
В перерыве съезда Борис Березовский отвечал по телемосту на вопросы журналистов. На вопрос обозревателя "НГ", согласен ли лидер ЛР с мнением скептиков, что большим минусом обновленной партии будет отсутствие в ней политиков с именем, Березовский спросил: "А Путин тяжеловес?" Я кивнул. "А был он таковым в 98-м? - продолжал Березовский. - Значит, это вопрос наличия политической воли, а не вопрос назначения кого-то на должность тяжеловеса. Смею вас заверить, что, если новые лидеры проявят волю, смогут жестко формулировать свою позицию и будут последовательно ее отстаивать, они станут тяжеловесами. И Россия узнает много новых имен".
Санкт-Петербург