- Сергей Владиленович, в последнее время муссируются слухи cо скорой "кончине" института полномочных представительств. Идеологи федеративной реформы, то есть команда Козака, никаких специальных функций для окружного уровня власти не предусмотрели. Не означает ли это, что в ближайшем будущем они не видят места для данного института?
- Но ведь все полпреды являются членами комиссии Козака. Я лично участвовал в разработке не всех, но многих положений этих законов. Поэтому речь идет о согласованной позиции.
Вы знаете, в Конституции и законах есть президент Российской Федерации. Этого достаточно. У президента может быть аппарат. Аппараты полпредов - это аппарат президента на местах. И никаких особых полномочий аппарату не нужно. У президента есть свои полномочия. Если он что-то сочтет нужным нам делегировать - он это сделает. Этого более чем достаточно.
- Ваша давняя идея - о введении внешнего управления на "обанкротившихся" территориях - получила отклик в законопроектах Козака. Многие эту норму уже критикуют за внесудебный порядок отстранения губернаторов и мэров от их обязанностей, за размытость оснований для такого вмешательства сверху. А вам нравится то, как реализована ваша идея? Это ли вы предполагали, когда говорили об институте внешнего управления?
- И это в частности. Методы решения могут быть разными. Главное - принцип: должен существовать выход из разного рода кризисных ситуаций. Человеку ведь наплевать, кто виноват в том, что у него дома темно и холодно. Он говорит: вы сами там между собой разбирайтесь, а я заплатил за тепло, и пусть у меня зимой будет тепло. Остальное меня не интересует. У нас было такое в Нижнем Новгороде, когда мэр осознанно блокировал подачу горячей воды, потому что посчитал, что по социологии ему протестное голосование выгодно. Начал осознанно и целенаправленно порождать протест. Что делать? Губернатор "стоит на ушах", федеральная власть "стоит на ушах" - а с точки зрения законов ничего сделать не можем. Единственный способ - переизбрание. Но у него и так выборы, ему все равно... Значит, нужна процедура выхода из такой ситуации. Можно спорить об инструментах, которые заложены в закон, но это, безусловно, шаг в правильном направлении.
- Ярмарка социальных проектов, прошедшая недавно в Тольятти, получила, конечно, большой резонанс. Но ведь не только ради ярмарок создавались окружные органы управления. Стоят ли сейчас перед вами другие задачи, решение которых показывает, что институт полпредства по-прежнему актуален и востребован?
- Не может быть такой цели - демонстрировать актуальность института. Как я уже сказал, задачи нам формулирует президент. Какие сформулирует, такие и будут.
- Какие же именно задачи президент сформулировал к настоящему времени?
- Первая всем известна - контроль. В последнем президентском Послании это ключевая вещь. Начиная с контроля за законодательством и кончая кадровым контролем, финансовым и т.д. Эта задача не имеет временных границ. Вторая - задача собирания, "сшивания" страны. Она может решаться в разных плоскостях. Есть плоскость правовая: формирование единого правового пространства в стране. Где бы ни жил человек, по отношению к нему должны действовать единые законы.
- А разве работа над решением этой проблемы еще не закончилась?
- Она закончилась, наверное, в том смысле, что основную работу по приведению законов к единому стандарту мы сделали. Но как только прекратишь это контролировать, через два года мы получим такое же законодательство, над исправлением которого мы так долго трудились. Или не такое, но похожее. Поэтому с точки зрения контроля эта функция не исчерпана. А с точки зрения "сшивания" - да, эта задача выполнена. По крайней мере так оценивает ситуацию президент. Но есть еще и более долгосрочная работа - экономическое "сшивание" регионов. Мы столкнулись с тем, что все территории были замкнуты. Повсюду были ограничения в свободном перемещении товаров, капиталов, людей, информации.
- Чем же в данном случае могут помочь полпреды?
- А что означает, по-вашему, ярмарка социальных проектов? Это "сшивание" социального пространства. Два года назад, проведя первый такой эксперимент по конкурсному распределению средств на социальные нужды, мы обнаружили, что только два процента представленных проектов имели межрегиональный характер. А 98 процентов варятся в собственном соку и не знают, что делают соседи. Тогда мы взяли и ввели осознанный критерий: приоритет отдается проектам, которые охватывают хотя бы несколько регионов. Сегодня таких проектов - уже 42 процента. Если вы видели карту, которую показывали на попечительском совете ярмарки, то, наверное, обратили внимание, что весь округ пересечен взаимными связями. И не через Москву, не через Нижний Новгород, а напрямую. Оренбург с Пермью, Пермь с Саратовым, Саратов с Ульяновском и т.д. А что означает проект "Культурная столица"? Это ведь тоже "сшивание", но уже культурного пространства. Отдается приоритет проектам типа "Содружество музеев Поволжья", где самостоятельно выстраиваются горизонтальные связи.
- Ранее вы много говорили об антикризисном управлении. Теперь это уже не так актуально?
- Знаете, я бы разделил наши полномочия на две составляющие. Есть функции стратегического управления, а есть текущие задачи, в том числе антикризисное управление. Кстати, в этой связи появилась новая задача. Недавно президент поручил аппаратам полпредов координацию комплекса мер по безопасности в связи с террористическими угрозами. У каждого ведомства есть свой план работы в этом направлении, но нужна межведомственная координация на территории. Это уже наша работа.
- А вообще существуют ли ясные границы между функциями, которые являются прерогативой полпредов, и задачами остальных органов власти? Не вторгаетесь ли вы подчас в чужую сферу?
- Если вопрос узковедомственный, то аппаратам полпредов, конечно, не следует в это вмешиваться. Но если он в точке межведомственных стыков или стыков между территориями, то к решению такого вопроса надо подключаться нам.
- Многие спрашивают: полпредово ли это дело, следить, как пройдут выборы главы муниципалитета, каковым является, скажем, мэр Нижнего Новгорода? Ваши соседи из других округов - например, Драчевский или Полтавченко - так серьезно избирательными кампаниями не занимаются. И ничего - их никто не ругает за то, что они не обеспечили тот или иной результат.
- Президент никогда не ставил полпредам задачу обеспечения того или иного результата. Необходимость активного участия федеральной власти в выборах, которые проходили в Нижнем, была объективной. Действующий руководитель города впрямую нарушал законодательство, используя административные ресурсы. Вы знаете, когда учителей младших классов в приказном порядке снимали с уроков, сажали в автобусы и отправляли на митинги, а директоров школ ставили перед выбором - вот твоя трудовая книжка, или на твоем участке действующий мэр победит или ты будешь уволен с работы, - когда работники мэрии арендовали сорок автобусов и отправляли своих подчиненных накануне выборов расклеивать листовки, - то вопрос нашего вмешательства являлся вопросом гарантии соблюдения законодательства. И ничего другого. Поэтому к выборам у нас отношение, как к кризису. Это реально так. Значит, необходимы антикризисная координация и антикризисное управление. При этом мы же далеко не во всех выборах активно принимаем участие. Но там, где понятно, что напряжение очень высоко и цена любого нарушения будет огромна, мы будем подключаться и держать ситуацию под контролем.
- Иными словами, у вас всегда будет много забот?
- Есть и еще одна вещь, за которую в конечном счете в стране отвечает только президент. Это стратегия развития. Потому что правительство все-таки больше отвечает за текущее функционирование и среднесрочное планирование. Госдума - это вообще институт согласования интересов, а не институт стратегирования. И лишь президент несет ответственность за формирование будущего. При этом есть ряд стратегических задач, при решении которых тоже нужна координация действий различных уровней власти, государства, общества и бизнеса. К этому блоку задач относится постоянный анализ, мониторинг ситуации, определение болевых точек, отработка модельных экспериментов и представление их президенту как возможной модели для страны в целом. Это тоже часть работы полномочных представителей. Как рождалась та же ярмарка? Анализ показал, что есть зона развития социальных проектов, с которыми мыкаются только госчиновники. Это по определению плохо. Не могут они одни этим заниматься. Появился проект, прошел модельный эксперимент - получилось. Валентина Ивановна (Матвиенко. - Прим. ред.) сказала о том, что подобный принцип конкурсного распределения средств на социальные программы надо взять за основу.
- Но пока подобные ярмарки - это чисто приволжское ноу-хау.
- У нас есть хорошая договоренность между полпредами: каждый отрабатывает какие-то свои принципы и подходы, а потом мы обмениваемся опытом. У каждого что-то свое. В Уральском округе, например, накоплен интересный опыт по борьбе с наркотиками и по повышению эффективности сбора налогов. В Приволжском и Северо-Западном округах рождалась идея общественных приемных. Месяц назад состоялось всероссийское совещание федеральных инспекторов, где принято решение, что эта модель должна работать во всех округах. А ярмарка инновационных (венчурных) проектов - ноу-хау Северо-Западного федерального округа - в этом году "переехала" из Санкт-Петербурга в Пермь.
- Известно, что в конце каждого года вы пытаетесь прогнозировать свои будущие задачи и цели. Есть ли у вас в загашнике свежие идеи?
- Мы делаем такой анализ. Центр стратегических исследований специализируется на анализе ключевых проблем и вызовов, которые новая ситуация предъявляет системам госуправления. По итогам года рассматривается необходимость синхронизации реформ: местного самоуправления, ЖКХ, энергетики. В этом году основное внимание было уделено антропотокам - образовательной, культурной, трудовой миграции.