О необходимости укрупнения российских регионов уже неоднократно высказывались многие политики начиная от губернаторов и полпредов и заканчивая главой Совета Федерации Сергеем Мироновым и председателем ЦИК Александром Вешняковым. Но лишь теперь для этого эксперимента по фактической ликвидации автономных округов (что, собственно, пока и имеется в виду под словом "укрупнение") созрели реальные предпосылки. По информации "НГ", в недалеком будущем этот эксперимент начнется в границах Дальневосточного федерального округа. Причем первой "жертвой" укрупнения станет Чукотский автономный округ, который планируется объединить с Магаданской областью. В условиях надвигающихся выборов губернатора (они пройдут в феврале 2003 года) это событие выглядит весьма примечательным.
Мысль о том, что процесс укрупнения регионов пора наконец начинать, на этот раз высказал экс-губернатор Чукотки, а ныне глава комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Александр Назаров на встрече с губернаторами и членами СФ от Дальневосточного федерального округа. Поскольку в последнее время этот сенатор выдвигал немалое количество инициатив, которые на самом деле оказывались ретрансляцией точки зрения Кремля (достаточно вспомнить историю с переделом Берингова пролива), корреспондент "НГ" обратился за разъяснениями к самому Назарову. Сенатор подтвердил, что практическая реализация укрупнения регионов действительно назрела, ведь нынешнее административное деление - это наследие советской власти, которое не отвечает реалиям современной России, развивающейся в условиях рынка. В то же время Назаров считает, что это вопрос неоднозначный и к нему нужно подходить обстоятельно. В первую очередь с экономико-географических позиций, с учетом типологии социальных проблем каждого из субъектов. Так что политический аспект здесь присутствует в меньшей степени. Кроме того, по мнению сенатора, идея укрупнения регионов поможет продвижению административной реформы и развитию местного самоуправления. В частности, объединение регионов позволит сконцентрировать ресурсы, в том числе административные, сократить чиновничий аппарат, а также будет способствовать развитию газо-, угле- и нефтеперерабатывающих отраслей.
По словам Назарова, объединение действительно следует начать с Чукотского автономного округа и Магаданской области, а затем можно было бы объединить и все регионы Дальневосточного федерального округа. Причем сначала должно произойти слияние исполнительной власти, а потом - законодательной, вплоть до создания единого парламента. Отвечая на вопрос корреспондента "НГ" о том, как укрупнение субъектов будет оформлено законодательно, сенатор заявил, что первичная база для этого есть. Например, в Конституции России, а также в федеральном законодательстве существует закон о порядке образования нового субъекта. Более того, по мнению Назарова, при том что Основной закон менять все же не придется, "никто не мешает его совершенствовать". В частности, по американскому образцу, когда принимаются многочисленные поправки к неизменной в общем и целом Конституции США.
Однако сам факт того, что причиной для практической реализации идеи укрупнения регионов могут стать именно эти субъекты РФ, говорит и о другой подоплеке происходящего. Ведь инициативы о слиянии, к примеру, Таймырского автономного округа с Красноярским краем, а заодно и Эвенкией звучали неоднократно. Между тем поддержку за кремлевскими стенами нашло предложение, которое озвучил Александр Назаров. Ведь если это объединение произойдет, например, перед выборами губернатора или процесс слияния регионов хотя бы начнется до февраля, это в корне может поменять расклад на выборах главы региона, столь привлекательного во многих отношениях. Не исключено, что в таком случае забыть о возможности баллотироваться на пост главы "объединенного" региона придется нынешнему лидеру фракции "Единство" в Государственной Думе Владимиру Пехтину. Между тем именно Пехтина сейчас прочат в качестве основного кандидата на пост магаданского губернатора. Сам депутат тоже не скрывает своих намерений. Он уже успел посетить область с визитом, который наблюдатели назвали не иначе как предвыборным.