Согласно Конституции РФ, право решающего слова в вопросе применения Вооруженных сил за пределами территории России принадлежит верхней палате парламента. По регламенту Совета Федерации сенаторы смогут решить вопрос о введении российских войск на территорию Грузии уже на следующий день после соответствующего обращения президента России с обоснованием его решения.
После получения письма от главы государства спикер верхней палаты обязан незамедлительно направить его в комитет СФ по обороне, который в данной ситуации считается "головным", и в комитет по международным делам (или комитет по делам СНГ) для подготовки заключений. Затем созываются срочные заседания этих комитетов, для участия в работе которых приглашается полномочный представитель президента РФ в Совете Федерации. На эти заседания могут быть приглашены и представители других федеральных органов исполнительной власти.
Вопрос об использовании российских Вооруженных сил за пределами страны может быть рассмотрен либо на ближайшем заседании верхней палаты, либо, в случае необходимости срочного решения созывается внеочередное заседание палаты. На него в обязательном порядке приглашаются президент РФ, глава правительства, а также руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Если Советом Федерации не будет принято какое-то иное решение, заседание верхней палаты парламента проводится в закрытом режиме.
Согласно регламенту, сначала с докладом выступает президент России либо по его поручению полномочный представитель главы государства в верхней палате, а затем оглашаются заключения комитета по обороне и безопасности, комитета по международным делам или комитета по делам СНГ.
Решение о возможности использования Вооруженных сил за пределами территории страны принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением верхней палаты. Постановление оформляется и в том случае, если за ввод войск не проголосовало необходимое число сенаторов. В этом случае Российская армия не может действовать на территории другого государства. Итоговый документ Совета Федерации в двухдневный срок со дня его принятия направляется президенту Российской Федерации.
Такова законодательная технология принятия решения об использовании Российской армии за пределами России. Вчера сенаторы высказали свою точку зрения на подход Владимира Путина к решению проблемы терроризма в Панкисском ущелье. Глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров заявил о том, что Россия, как любое другое государство, обязано защищать свою территориальную целостность и суверенитет, однако, по его словам, наша страна не должна вставать на позиции, занятые США, которые в своих стратегических интересах действуют без оглядки на Совет Безопасности и Организацию Объединенных Наций. Сенатор исключил возможность того, что Россия начнет действовать на территории сопредельной Грузии в одностороннем порядке, проигнорировав международные правовые нормы. Глава комитета верхней палаты считает, что "в этом случае последствия могут быть непредсказуемыми с учетом намерений США начать бомбардировки Ирака. Так недалеко и до третьей мировой войны". По мнению Озерова, в случае обращения президента в верхнюю палату парламента, которая по Конституции решает вопросы войны и мира, сенаторы вряд ли дадут согласие на участие российских военных в каких-либо операциях за пределами страны без санкции Совета Безопасности ООН.
Комментируя по просьбе "НГ" сложившуюся ситуацию, вице-спикер СФ Андрей Вихарев заявил, что, по его мнению, здравый смысл в отношениях России и Грузии все же должен возобладать, но, если потребуется и Владимир Путин внесет в Совет Федерации предложение об использовании Вооруженных сил за пределами нашего государства, верхняя палата парламента его, безусловно, поддержит. "Мы действительно сегодня разделяем ответственность президента за то, что творится на рубежах нашей родины, - сказал Вихарев. - Мы действительно не можем сегодня в силу определенной специфики российско-грузинской границы самостоятельно ее полностью закрыть. Только лишь совместными действиями - и России, и Грузии - мы можем там навести порядок. Поэтому я убежден, что абсолютно правильный алгоритм следующий: президент Грузии Шеварднадзе, конечно, мудрый политик, но нужно прекращать заниматься демагогией, необходимо решать ситуацию через практические действия. Но предупреждение президента России очень ответственно, поэтому, подчеркиваю, если Владимир Путин внесет в Совет Федерации предложение об использовании Вооруженных сил на территории Грузии, сенаторы его поддержат".
"После того как Владимир Путин сделал заявление по Грузии, президент США Джордж Буш, в свою очередь, сказал, что нельзя сравнивать наше предупреждение Шеварднадзе с их предупреждением Ираку, и с Бушем я согласен, - заявил корреспонденту "НГ" глава Генсовета партии "Единая Россия" сенатор Александр Беспалов. - Эти предупреждения нельзя сравнивать хотя бы потому, что Ирак находится далеко от США, а Грузия граничит с Россией. Этот фактор, однако, Америка не учитывает, хотя необходимо раз и навсегда дать понять, что наши интересы должны учитываться всегда. Это зона наших жизненных интересов, поэтому мы должны сделать так, чтобы там был порядок. К тому же негоже Грузии пользоваться нашей электроэнергией по нынешним ценам. Что же касается необходимости получения санкций ООН, то с ООН пускай разговаривают дипломаты. Разве то, что Шеварднадзе мирится с присутствием боевиков на территории своей страны и потакает терроризму, не является нарушением норм, принятых международным сообществом?"
По мнению же члена комитета по международным делам СФ Рамазана Абдулатипова, Владимир Путин довольно четко сказал, что если будет совместная работа и совместная борьба с террористами, то нет необходимости проведения акции с одной нашей стороны. Абдулатипов считает, что "России нужно более активно воздействовать на урегулирование ситуации внутри Грузии, потому что все, что сейчас происходит в этой стране, это результат нерешенности многих проблем. А для Шеварднадзе урегулирование вопроса с Абхазией и Южной Осетией более актуально, чем борьба с боевиками из Чечни". О грядущей войне России с Грузией, по словам сенатора, речь не идет и идти не может. "Речь идет о совместной операции или об операции с нашей стороны, поскольку она будет проводиться по разведданным в местах дислокации боевиков".