Жарких дебатов на заседании правительства, где министры должны были окончательно утвердить проект бюджета на 2003 год и после этого направить его на рассмотрение в Государственную Думу, в целом не ожидалось. Работа над главным финансовым документом страны оказалась достаточно долгой и кропотливой, чтобы все министерства и ведомства могли согласовать свои интересы с Белым домом. Основные параметры бюджета были готовы и обнародованы вообще еще на прошлой неделе, поэтому вчерашнее заседание имело скорее формальный характер.
Однако без громких заявлений, как всегда, не обошлось. На сей раз пищу для размышлений подкинул премьер-министр Михаил Касьянов, заявивший, что уже в ближайшие годы Россия может спокойно существовать с беспрофицитным бюджетом, хотя еще совсем недавно правительство всячески боролось с его дефицитом. Сейчас страна находится на той стадии экономического развития, когда от профицита отказаться просто невозможно - в первую очередь за счет этих доходов правительство расплачивается по долгам с другими странами. Поскольку следующий год будет самый сложный в плане возврата задолженности (в 2003 году Россия должна вернуть 17 млрд. долл.), то и в проект бюджета заложен профицит. По словам премьера, для других целей использовать его правительство не собирается. К приоритетным направлениям деятельности в доходной части бюджета на следующий год отнесли проведение налоговой политики и повышение эффективности пользования госсобственностью. Кабинет министров будет стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени, что должно предоставить возможность частному сектору профинансировать ту часть расходов, которую государство просто не может обеспечивать, перераспределяя доходы.
Фактически Касьянов утверждает, что надо только пережить 2003 год, сопряженный с тяжелым бременем долговых выплат, после чего всем станет дышать намного легче и можно будет смело отказаться от всякого профицита. Однако тенденции в российской экономике красноречиво свидетельствуют о том, что говорить об избытке бюджета в ближайшие годы даже не следует. Уже сейчас становится понятно, что налоговые сборы в стране все уменьшаются, а по данным Министерства финансов, такая же картина сохранится и в краткосрочной перспективе. Более того, после 2003 года мы не перестанем возвращать долги, а это значит, что и в дальнейшем правительству профицит бы не помешал.
Что касается бюджетной политики правительства в целом, то, как известно, она направлена на сокращение расходов. По крайней мере об этом сказал министр финансов Алексей Кудрин. Проект бюджета разрабатывался с поправкой на среднесрочную программу правительства по развитию экономики, а также на бюджетное послание президента Владимира Путина. Может быть, именно по этой причине в 2003 году намечается значительное увеличение финансирования ряда направлений, что несколько идет вразрез со словами главы Минфина. Прежде всего это касается расходов на национальную оборону, затраты на которую увеличатся на 26%, правоохранительную деятельность (46%), развитие науки (21%), судебную реформу (33%) и образование (22%).
Откуда взялись дополнительные средства? Понятно, что не из финансового резерва, который в следующем году целиком и полностью уйдет на выплату очередной части внешнего долга. Скорее всего дело заключается как раз в "грамотном" перераспределении доходов, из-за которого реальный сектор экономики не может полностью показать свой потенциал.
Уже 26 августа проект бюджета поступит на рассмотрение в Государственную Думу.