Похоже, разговорам о необходимости внесения изменений в Конституцию России приходит конец, и уже осенью депутатам придется заняться рассмотрением первых с момента принятия Основного закона 1993 года реальных поправок. Соответствующий документ уже находится в Государственной Думе.
Это, конечно, не означает, что результат обсуждения обязательно должен завершиться корректировкой главного закона России. Однако важен сам прецедент, который, очевидно, станет неким пробным шаром, дающим возможность узнать, насколько общество и прежде всего обе палаты парламента могут что-то предпринять в этом направлении. Ведь в последнее время заявления о том, что Конституцию необходимо изменить ввиду ее "обветшания", не делали разве что ленивые. На этом поприще особенно отличились главы регионов и члены Совета Федерации, которые, правда, каждый раз оговаривались, что делать это надо "чуть-чуть попозже и поосторожнее".
Теперь у них есть хороший шанс доказать свои слова на деле - в нижнюю палату парламента от астраханского Законодательного собрания поступил проект закона "О внесении поправок в статьи 95, 96 и 97 Конституции Российской Федерации". Самый большой интерес в связи с этим будет представлять прежде всего реакция нынешних членов Совета Федерации, которые (возможно, за редким исключением) в случае принятия этого документа гарантированно покинут свои насиженные кресла в здании на Большой Дмитровке.
Так, согласно поправке астраханских законодателей сенаторы должны избираться прямым всенародным голосованием.
Из статьи 95 Конституции предлагается изъять строчку о том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. То есть местные парламенты и губернаторы будут абсолютно исключены из процесса формирования верхней палаты Федерального собрания.
Не надо быть провидцем, чтобы утверждать, что на это конкретное новшество вряд ли согласятся прежде всего главы российских регионов. Ведь если повлиять на изменение закона о порядке формирования Совета Федерации хотя бы гипотетически они сегодня могут, то с Конституцией дело обстоит гораздо сложнее. Ее нельзя будет корректировать в зависимости от сиюминутных политических выгод. В то же время ни для кого уже не секрет, что при всем своем недовольстве "отвязанными" сенаторами губернаторы хоть что-то получают взамен - по большей части это какие-то материальные привилегии со стороны выдвиженца или, к примеру, трансферты из Центра. И если Конституция будет изменена "по-астрахански", у региональных начальников вообще ничего не останется - ни хоть какого-то влияния на федеральном уровне, ни "отступных".
Кроме того, в статью 96 Основного закона предлагается внести пункт о том, что, как и депутаты Государственной Думы, сенаторы избираются сроком на четыре года, а порядок этих выборов определяется в федеральном законе. Правда, непонятно, почему авторы поправок считают, что депутатом может быть любой гражданин, достигший 21 года, а вот член Совета Федерации должен обязательно "дорасти" до 30 лет. Второй пункт статьи 97 тоже предлагается серьезно подкорректировать: как и нынешние члены нижней палаты, сенаторы уже не будут иметь права совмещать свою деятельность в Совете Федерации с какой-либо другой официальной должностью - будь то депутат иных представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Но и это еще не все. Авторы революционных поправок предлагают на уровне Конституции закрепить запрет для членов Совета Федерации заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательского, научного и иного творческого труда.
Понятно, что сейчас единоличным правом дать добро на корректировку российской Конституции фактически обладает только президент России. Так что можно заранее предположить, чем именно незаинтересованные лица будут обосновывать свое нежелание принимать подобные поправки, серьезно ущемляющие права нынешних губернаторов и сенаторов. Во-первых, скажут они, Владимир Путин так и не сказал своего решающего слова о судьбе Конституции. (Наверняка этого не произойдет в течение нынешнего срока президента.) А во-вторых, закон о Конституционном собрании, которое и должно решать судьбу Основного закона, до сих пор не принят. В принципе они правы. Так что максимум, чего можно реально ожидать от обсуждения этих поправок, - это принятия федерального закона о новом порядке формирования Совета Федерации.