Почти год, прошедший с момента вступления в силу нового закона о политических партиях, продемонстрировал: благие намерения авторов документа привели к совершенно другому результату. Пока российские политические тяжеловесы жаловались на введение строгих правил, бизнес партстроительства лишь расцвел и повысил стоимость cвоих услуг. "Слишком жесткие" правила, которые определял новый закон, вовсе не помешали достаточно большому количеству партий пройти все необходимые процедуры, проверки Минюста и получить законное удостоверение о регистрации.
Официальная информация Министерства юстиции и Центральной избирательной комиссии оказалась достаточно любопытной и неожиданной. Оказывается, кроме сетовавших на новые жесткие правила регистрации партий "Единая Россия", КПРФ, "ЯБЛОКО", "Союз правых сил" и ЛДПР, сложный путь к заветному удостоверению удалось пройти аж 15 организациям. Допустим, что у Демократической партии России Михаила Прусака хотя бы еще оставалась гипотетическая возможность возродить былое количество региональных отделений. Но факт, что ряд структур, чьи имена вряд ли о чем-то говорят рядовому избирателю, имеют по всей России каждая по 10-16 тысяч зарегистрированных членов, поистине претендует на сенсацию.
Для сравнения: "Союз правых сил", который получил на прошлых выборах 10% голосов и который, как известно, проводил публичную работу по приему в партию, ныне располагает около 14 тысяч обладателей "фирменных" партбилетов. Впрочем, для того чтобы "догнать" малоизвестную широкой общественности партию Мира и Единства Сажи Умалатовой, СПС, оказывается, придется еще серьезно поработать. Согласно официальным данным, эта структура представила в Минюст документы о 16 тысячах своих членов. От партии Мира и Единства не отстает и Консервативная партия Льва Убожко, которому удалось привлечь в свои ряды почти 11 тысяч человек. Кстати, и остальные 13 таинственных политорганизаций, получившие мандат Минюста, тоже обладают положенным количеством "официально оформленных" приверженцев.
К примеру, "Российской партии стабильности" уже удалось раздать партбилеты 11 780 членам, а Российская партия самоуправления трудящихся набрала в свои ряды почти 14 тысяч человек. Впрочем, на подходе в Министерство юстиции немало других структур, которые готовы представить документальные доказательства неожиданно активной политизации российского населения в преддверии грядущих парламентских выборов.
Правда, тут возникает естественный вопрос: а есть ли смысл вообще проходить длительную и весьма затратную процедуру регистрации в Минюсте, если социологические опросы раз от раза демонстрируют один и тот же набор партий, имеющих реальные шансы пройти в Думу? Ведь всем понятно, что у любой из малоизвестных, но зарегистрированных 15 партий шансы набрать хотя бы 1% голосов на выборах весьма призрачны.
Наши источники, близкие к возникновению некоторых из этих партструктур, утверждают, что создание политических партий в России уже давно превратилось в прибыльный бизнес, правда, порой довольно рискованный и требующий долгосрочных вложений. Процесс зарабатывания денег на возникновении политических партий, схожий с механизмом продажи готовых, юридически оформленных коммерческих фирм, берет начало с 1993-1994 годов. Правда, по словам наших источников, тогда создание партии "под ключ" стоило около 4 тысяч долларов. Заплатив эту сумму, готовая партия уже через месяц начинала свою деятельность. Однако вступление в силу закона о политических партиях привело к существенному удорожанию удовольствия иметь собственную политическую организацию. Сейчас эти суммы исчисляются уже 100-200 тысячами долларов.
В "пакет услуг" включены безупречно чистые с точки зрения Минюста программные документы, организация региональных отделений, принятие в партийные ряды новых членов и остальные "дорогие удовольствия". Отдельного мастерства требует, разумеется, создание региональных отделений и привлечение в партию населения. До сих пор этот процесс осуществлялся с помощью так называемых информационных сетей, оставшихся от могущественных в свое время, но развалившихся политических организаций, а также от финансовых пирамид, которые располагали обширными базами данных. Кстати говоря, поскольку все, как правило, пользуются одними и теми же базами данных, избежать наличия в списках вступивших в партию повторно очень сложно.
Конечно, создание партии отнюдь не гарантирует попадания ее представителей в Госдуму. Однако для многих российских политиков собственная партия - неплохая трибуна для самопиара. Кроме того, новый закон не запрещает политическим структурам объединяться в различные блоки. Поэтому при грамотной раскрутке новорожденной партии закулисные создатели вполне могут гарантировать ее лидерам пару-тройку мест в парламенте.