Осенний политический сезон, судя по всему, готовит новые сюрпризы - вслед за спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым, который в конце июня провел учредительный съезд курируемой им "Российской партии жизни", аналогичное мероприятие собирается провести близкий друг и соратник Владимира Путина, ректор Санкт-Петербургского горного института Владимир Литвиненко. Первая информация об этом появилась еще в начале лета - источники "НГ", близкие к Литвиненко, утверждали, что амбициозный руководитель питерского вуза намерен создать некий аналог Российского союза промышленников и предпринимателей, который может стать даже конкурентом РСПП.
Однако тогда фамилия Литвиненко значилась в первоначальных списках членов оргкомитета "Партии жизни", да и сам он охотно давал комментарии на эту тему. Но по мере приближения учредительного съезда мироновской политической структуры имя ректора из Питера звучало из уст самих организаторов партии все реже и реже. А затем корреспонденту "НГ" вообще настоятельно порекомендовали отныне не ассоциировать Владимира Литвиненко с партийным детищем Сергея Миронова. В итоге на съезде "Российской партии жизни" Литвиненко так и не появился. Зато, видимо, не случайно появились его комментарии на страницах СМИ, где он весьма скептически оценивал и само партийное мероприятие, и политические перспективы новой организации.
В частности, он заявил, что "Партия жизни" создана "с теми же лозунгами, что и "Единая Россия", и их формы в принципе одинаковы". И если, резюмировал Литвиненко, "президент явно поддержит одну из этих партий, он потеряет доверие некоторой части населения". Руководитель питерского вуза, активно интересующийся политикой, утверждал, что "зеленая" идеология партии Миронова в настоящее время совсем не актуальна, "в действительности это понадобится лет через 50", а сегодня "любая деятельность в области недропользования - всегда дополнительная нагрузка на природную среду, а любая нагрузка чревата экологическим противодействием - мы еще колья не забили, а выстраиваем препятствия, чтобы эти колья не пускать на территорию того или иного субъекта".
Так что говорить о возможном союзничестве обеих структур, фактически берущих корни в движении "Воля Петербурга", вообще невозможно. Более того, судя по словам Литвиненко, в идеологии этих организаций слишком много поводов для реальной вражды бывших политических соратников. Между тем парламентские выборы уже не за горами. "Партия жизни" Миронова, конечно же, примет в них участие, но и еще не рожденная партия Литвиненко устами своего лидера тоже объявила о своих планах: "Я думаю, что мы будем, конечно, участвовать в выборах, потому что экономика без политики невозможна".
Уже известно, что в планах ректора питерского Горного института - собрать под своим политическим знаменем как можно больше влиятельных финансовых сил. Особый интерес для Владимира Литвиненко представляют горнопромышленники, то есть представители отрасли, которая представляет 60 процентов экономики России. И если предприятие Литвиненко удастся (а что, собственно, может этому помешать?), то на свет появится действительно беспрецедентная по силе, влиянию и лоббистским возможностям политическая структура. Тогда говорить о конкуренции с "Российской партией жизни" вообще будет просто смешно.
Имена тех, кто может войти в состав новой политической партии, разумеется, держатся в полном секрете. Гипотетически предполагать это, даже зная о том, что участвовать в нескольких организациях для представителей российского бизнеса - дело обычное, пока не стоит. Ведь на российской политэкономической сцене сегодня действуют несколько структур - в частности, РСПП, ТПП, движение "ОПОРА", "Деловая Россия", - участники которых плавно "перетекают" друг в друга, при этом нисколько друг другу не мешая. Есть в них и представители горнопромышленников. Не исключено однако, что партия Владимира Литвиненко станет совершенно иной организацией, цель которой будет заключаться в том, чтобы по возможности ослабить политическое влияние действующих олигархов за счет альтернативы пока еще не очень известных представителей бизнеса и промышленности. Если Литвиненко действует не только по своей инициативе, а по указанию или совету Владимира Путина, то он, конечно, сможет заручиться серьезным административным ресурсом, но не более того. Гарантировать же успех новой партии сегодня не может никто.