0
516
Газета Политика Интернет-версия

25.07.2002 00:00:00

Милицию разделят по новому принципу

Тэги: вихарев, власть, вертикаль, закон


- Андрей Анатольевич, каков главный вывод вашей комиссии относительно необходимости разграничения полномочий между различными ветвями власти?

- Разграничение полномочий будет проходить на основе территориально-функционального принципа по трем уровням, которые отражают смысл властной вертикали. Первый уровень - это, конечно, государственные органы власти федерального значения, которые будут вести нормативно-правовую поддержку конституционных прав и свобод граждан и правоохранительную деятельность по их защите. Второй уровень - это органы госвласти непосредственно в субъектах Федерации. Они должны заниматься исполнительно-распорядительными функциями по реализации прав граждан в регионах. Ну и третий уровень - местное самоуправление, которое займется непосредственно реализацией государственных полномочий по защите прав и свобод граждан.

- Почему именно сегодня возникла потребность в такой жесткой регламентации?

- Потребность возникла не сегодня. Об укреплении вертикали власти говорилось давно и много. Но без приведения региональных и федеральных законов в соответствие с Конституцией такую вертикаль выстроить невозможно. Четкое разграничение полномочий - это один из центральных моментов укрепления власти. Пока функции смешаны и в законодательстве остается множество областей для двойного подчинения или совместного ведения, об эффективном функционировании власти как аппарата говорить бесполезно. На региональном уровне, например, это означало постоянную борьбу за те сферы деятельности, которые приносят доход и уход от ответственности там, где надо много работать при отсутствии больших денег из госбюджета. На уровне взаимоотношений региона и Центра тоже возникало немало трений. Теперь все будет более четко прописано, разночтения исчезнут.

- Какие федеральные законы в результате регламентации полномочий власти будут изменены?

- Это те законы, в которых могут быть прописаны полномочия местного самоуправления. В частности, будут внесены изменения в конституционный закон об Уполномоченном по правам человека, о вынужденных переселенцах, о беженцах, об актах гражданского состояния, о милиции, о прокуратуре, о государственной судебно-экспертной деятельности. Самая ответственная структура властной вертикали - местное самоуправление - должна не просто получить права, но и возможность реально работать, иметь полномочия и финансирование. Поэтому и вносятся такие изменения, которые смогут обозначить сферу компетентности местного самоуправления.

- Что изменится конкретно, скажем, в законе о милиции?

- Действующий закон достаточно условно разделил милицию на криминальную, финансируемую из федерального бюджета, и милицию общественной безопасности, финансируемую в том числе из местных бюджетов. Конституция же разрешает местному самоуправлению самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка. Таким образом, возникает проблема дублирования полномочий, о которой мы уже говорили вначале. Поэтому предлагается создать единую федеральную милицию, финансируемую из федерального бюджета, и муниципальную милицию, финансируемую из средств местных бюджетов и не входящую в систему МВД России. Отдельные полномочия федеральной милиции будут переданы муниципальной. Это позволит сосредоточить силы федеральной милиции на масштабной борьбе с преступностью.

- Какие же реальные возможности получит теперь местное самоуправление?

- В процессе разделения полномочий комиссия предложила несколько принципов. Один из них - децентрализация значительной части исполнительных и распорядительных функций власти. Это означает, что если вопрос можно решить на месте, то он и должен тут решаться и не надо передавать его вышестоящим чиновникам. Суть в том, чтобы отказаться от практики, когда на местах принимаются первичные заявления граждан, а дальше по цепочке они ползут вверх, годами перемещаясь от местного уровня до, скажем, губернаторского. В результате решение, когда оно наконец спускается сверху, либо не совсем точно, либо вовсе уже не нужно.

Для реального исполнения такого принципа сегодня необходимо решение двух задач: приблизить местное самоуправление к населению и обеспечить эффективность деятельности муниципальных образований. Это значит, что вопросы обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, например благоустройство территории, предоставление коммунальных услуг населению, должны полностью относиться к ведению местных муниципалитетов. Также непосредственно муниципалитетам будут переданы те государственные функции, которые не требуют ресурсов. Например, нотариальные действия при отсутствии нотариуса.

- Предусматривается ли в концепции особый статус Москвы и Петербурга как больших муниципальных образований?

- Большие города, в том числе республиканского, краевого и областного значения, осуществляют на своей территории полномочия как муниципалитетов, так и муниципальных округов. Никакого особого статуса для двух российских столиц пока не предусматривается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2132
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1381
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1026
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1344

Другие новости