Одним из самых значительных недостатков в мобилизационной готовности Вооруженных сил России до недавнего времени считалось отсутствие военных сборов для граждан, пребывающих в запасе. Действительно, если в годы СССР военнообязанных "в партизаны" призывали с завидной регулярностью, то начиная с 1992 г. на это средства выделять перестали, и, таким образом, военно-сборовая подготовка зачахла сама по себе.
Но вот Министерство обороны РФ опять стало получать деньги на эту статью расходов, и в разных регионах страны военные сборы были возобновлены. На экранах телевизоров замелькали пожилые дядьки, одетые в шинели образца 1929-го и стальные шлемы образца 1941 г. Даже несмотря на автоматы Калашникова в их руках, очевидцев этих мероприятий не покидало стойкое ощущение, что они присутствуют на заключительном этапе Берлинской операции 1945 г.
Между прочим, подобные впечатления, по существу, небезосновательны. Все мы во время учений подобного рода являемся наблюдателями за подготовкой Вооруженных сил РФ к войне прошлого века. Не раз уже говорилось, что система стратегического развертывания в России со времен наших прадедушек практически не изменилась. И по сей день (это не раз подтверждено опытом истории) она принципиально рассчитана на формирование массовой армии с преобладанием в ее составе общевойсковых соединений, оснащенных устаревшим вооружением и обмундированных в военную форму позавчерашней эпохи.
Да, и сегодня пехота ставит последнюю точку в любом бою, но все же теперь верх в нем одержит тот, кто с самого начала захватит господство в воздухе и эфире, кто обладает современными средствами разведки космического базирования, функционирующими в реальном масштабе времени, кто оснащен новейшими системами связи и автоматизированного управления войсками. По существу, успех вооруженного противоборства будет решаться теперь в ходе первоначальных обменов ударами. В частности, утраченное господство в воздухе уже не удастся вернуть затем никакими мобилизационными ухищрениями. Современные ВВС - кадры и вооружение - создаются в течение длительного периода мирного времени. Ныне их потеря будет для государства невосполнимой. Если и раньше вклад ВВС в общий успех военного противоборства был весьма значителен, то теперь он становится определяющим. Все вышеперечисленное в еще большей степени относится к флоту, который создается и подготавливается к ведению военных действий на море в течение еще более длительного времени. Все современные надводные боевые корабли и подводные лодки сооружаются только в довоенный период.
Что же мы получаем на выходе после мобилизации? Худосочный общевойсковой набор частей и соединений. Причем надо отметить, что и принятая в России система развертывания обладает неизлечимыми недостатками. Почему-то отечественные генералы считают, что война начнется внезапно, просто в одночасье и поэтому к началу боевых действий надо готовиться ежеминутно. Однако еще никогда и ни на кого в истории война не обрушивалась словно гром с ясного неба. Ее развязывание принципиально не может быть одномоментным шагом. Кто и с кем, за что и когда будет сражаться - ясно задолго до открытия военных кампаний. Однако эти классические положения из учения о войне и мире несколько поколений наших генералов второй половины XX столетия почему-то очень не любили. Что любопытно, ни к одной отдельно и конкретно взятой войне Россия никогда не была готова - и это уже становится нашей стойкой и плохой традицией, печальным правилом.
Российская система стратегического развертывания Вооруженных сил (и мобилизационная подготовка в частности) предполагает войну не с каким-то конкретным и осязаемым противником и во вполне реальные сроки, а подготовку к ней страны, армии, флота в принципе. При такой постановке вопроса все средства, выделенные на военные сборы граждан, представляются потраченными с нулевой эффективность. 40-летние мужчины, наигравшись в ратные игры, расходятся по домам. К следующим сборам немногие приобретенные навыки будут полностью утрачены и опять придется начинать с нуля. Так, может быть, и не стоит заниматься совершенно никчемным с точки зрения здравого смысла мобилизационным изнурением граждан?
В мирное время стране необходимо содержать относительно небольшую, но полностью укомплектованную, обученную, с современным вооружением армию. Если военно-политическая обстановка будет иметь тенденцию к обострению (а это никогда не происходит мгновенно) и возникнет необходимость в увеличении боевого состава Вооруженных сил (причем это относится по большей части к общевойсковым соединениям, частям тыла и технического обеспечения), то и надо проводить подготовку резервистов по совершенно конкретным задачам и театру военных действий. Предыдущая военная специальность при этом большого значения иметь не будет, поскольку любой опытный командир знает, что за два-три месяца научить легче, чем переучить (тем более что в течение срочной службы наши воины по большей части заняты не приобретением воинской специальности, а уборкой, стиркой и охраной).
Для того чтобы отказаться от безнадежно устаревшей, требующей больших средств на ее содержание системы мобилизационного развертывания, привести ее к здравому смыслу и реалиям времени, нужна и смелость, и настойчивость. Однако пока все говорит о том, что никаких модернизаций в этой области не предвидится.