-Александр Павлович, "Единую Россию" продолжают обвинять в отсутствии самостоятельной политической позиции. Хотя ваша партия сейчас и критикует правительство, но сделала это только после того, как президент в своем Послании раскритиковал кабинет министров.
- Во-первых, это не совсем так. Довольно острая критика в адрес правительства от партии и фракций, представляющих ее в Думе, звучала задолго до Послания президента. Нашими депутатами было выдвинуто и немало заметных политических инициатив. Во-вторых, "Единая Россия" поддерживает президента, но критикует по многим направлениям деятельность правительства, сформированного президентом. На первый взгляд это не очень логично, но давайте разберемся, откуда это проистекает. Дело в том, что, приняв закон о политических партиях, мы сказали "а", но не сказали "б". Если бы партия, получившая большинство голосов на выборах в Думу, участвовала в формировании правительства, она бы в полной мере отвечала за то, что происходит в стране и не могла бы критиковать это правительство со стороны. Сегодня же партии в формировании кабинета не участвуют, а потому у них и нет другого способа влиять на его работу, кроме публичной критики того, что их в ней не устраивает. Уверен, что со временем эта ситуация изменится и у нас, как и в других демократических странах, правительство будет формироваться партией, получившей доверие избирателей, и осуществлять программу, разработанную этой партией.
- Но в таком случае партия должна выдвигать и своего кандидата в президенты. Вы поддерживаете Владимира Путина, а он до сих пор демонстративно дистанцируется от "Единой России"...
- Президент поступает абсолютно правильно. Он избирался не от какой-либо партии и уже поэтому не может вдруг сообщить избирателям, что теперь, постфактум, решил стать партийным. Пока еще и нет такой партии, с которой президент может публично связать свою политическую биографию. "Единой России" до этого нужно еще расти и расти, для этого потребуются годы. Сегодня Путин не может стать нашим лидером еще и потому, что пока отсутствует система власти, основанная на публичной конкуренции трех-четырех партий. Поэтому на следующие выборы Путину действительно целесообразно идти как кандидату от граждан России, сохраняя их доверие и авторитет, которые он имеет сейчас, и будучи при этом равноудаленным от всех политических партий.
Если же говорить о перспективе, то, конечно, кандидаты в президенты России будут выдвигаться политическими партиями. Чтобы это время приблизить, было бы очень неплохо, если бы уже сейчас Путин начал диалог с партиями, периодически встречался с их представителями перед принятием каких-то крупных решений. Это стало бы мощнейшим катализатором формирования новой политической системы и гражданского общества.
- Сейчас становится очевидным, что, если партия будет откровенно пользоваться рейтингом президента, она долго не проживет. Новые реалии диктуют необходимость политическим структурам, наоборот, "сообщать" президенту свой рейтинг. Когда же "Единая Россия" начнет на это работать?
- Я с вами не согласен. Россия - президентская республика, даже суперпрезидентская, как считают многие. Как мы знаем из мирового опыта, при президентской форме правления партии играют несколько иную роль, чем при парламентской. Разве есть у Республиканской партии США какой-то отдельный рейтинг от президента Буша? И кто из них кому этот рейтинг "сообщает"? А разве Буш когда-нибудь выполняет директивы руководства своей партии? Никогда! Потому что при президентской форме правления партия - это прежде всего механизм, обеспечивающий избрание президента, а затем - его политическую поддержку.
Так что отодвигаться от президента нам не надо. И он действительно нуждается в серьезнейшей поддержке. Но сегодня у него этой поддержки нет потому, что стратегия и тактика развития страны до сих пор определяется не в публичных дискуссиях политических партий, а в подковерных схватках между крупнейшими группами влияния. До тех пор пока это так, власть не будет в состоянии принимать решения в интересах страны и народа. Потому что интересы этих групп влияния далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами народа. Это не означает, что надо с ними бороться, они существуют во всем мире. Но, до тех пор пока мы не научимся формировать решения с помощью публичной конкуренции политических партий, к каждой из которых примкнут эти группы влияния, мы не сможем сделать взаимовыгодными интересы финансовых групп и интересы страны.
- Сейчас муссируются слухи, что грядет дальнейшая реформа вертикали исполнительной власти. Не кажется ли вам, что политическим партиям в ней будет отведено не так уж много места?
- Я считаю, что административная реформа категорически необходима. Например, нужно ясно распределить полномочия между Центром и регионами, чтобы всем было понятно, какой уровень власти за что отвечает. Необходимо наводить порядок, поскольку вседозволенность, которую в свое время породил Ельцин, платя ею за свой второй президентский срок, теперь совершенно недопустима. Но решение о том, какой должна быть эта реформа, должны принимать в том числе и политические партии. Президент ничего не сможет сделать без опоры на гражданское общество и его институты. Нужно начать с ними тесно взаимодействовать, только так может родиться порядок, которого хочет народ.
- Неужели "Единая Россия" действительно верит в то, что сможет выполнить обещания по контролю за социальной политикой государства?
- Нашей молодой партии будет очень трудно взять под контроль всю социальную политику. Но надо хотя бы начать этим заниматься. Это можно сделать через Государственную Думу, законодательные и представительные органы регионов, через местное самоуправление. Необходимо требовать от органов власти любого уровня реальных дел. И надо сделать так, чтобы земля горела под ногами тех, кто не выполняет свою работу.
Но это только одна сторона дела. Я полагаю, что у нас сейчас преобладает неправильная интерпретация сути социальной политики. Считается, что это политика, направленная на оказание помощи тем, кто не может, например, по состоянию здоровья воспользоваться возможностями рыночной экономики и свободного предпринимательства. Но это лишь полдела. Социальная политика должна формировать мощнейшие стимулы для тех, кто трудится, создавать для них комфортную среду: чтобы была цивилизованная система образования, здравоохранения, организации отдыха. Важно и то, что социальная политика вовсе не должна осуществляться только за счет бюджетных денег. Бизнес уже сейчас мог бы участвовать в решении многих ее задач, если создать ему для этого условия, прежде всего экономические, налоговые. И мы будем способствовать созданию таких условий через наши думские фракции.
- А вам не кажется, что перед выборами слишком рискованно делать столь громкие обещания? Ведь если их не выполнить, "Единая Россия" потеряет очень много избирателей.
- А мы их выполним. У нас есть возможность участвовать в формировании социальной политики. Можем мы и реально контролировать, чтобы бюджетные деньги в полном объеме доходили до человека.
- Какие еще обязательства государства вы намерены взять на себя?
- Обязанности государства мы на себя не берем и брать никогда не будем. Но гражданское общество должно контролировать государство, иначе оно становится самодовлеющим и неэффективным. Вот эту обязанность - общественного контроля - мы на себя и принимаем.
- Есть ли в вашей партии какие-то противоречия относительно идеологии "Единой России"?
- И есть, и нет. Ведь наша партия создана, чтобы выражать интересы невероятно противоречивого большинства россиян, поддерживающих политику президента. Чтобы это делать, у партии должно быть не одно, а несколько лиц. Поэтому у нас вместе работают сторонники и левых, и правых идей, сплоченные вокруг общенациональных задач. Между ними идет постоянная дискуссия. А конкретные решения принимаются исходя из прагматических, а не идеологических соображений. Думаю, что в условиях переходного периода, когда стране предстоит одновременно и повышать эффективность экономики, и строить социальное государство, и развивать рыночные отношения, и вести активную социальную политику, другого пути у нас просто нет.