-Александр Порфирьевич, в чем необходимость создания очередной совещательной структуры?
- Есть несколько причин для создания Совета законодателей. После того как Совет Федерации стал функционировать на постоянной основе, взаимодействие между законодательными собраниями регионов потеряло координирующий центр. С одной стороны, в рамках федеральных округов полномочные представители президента занимаются вопросами приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, но с другой - у них нет задачи гармонизации законодательного процесса "снизу вверх". Если у президента есть Госсовет, где главы субъектов имеют возможность обменяться мнениями и выработать рекомендации для исполнительной власти, то законодатели остались "оторванными" друг от друга. Площадка Совета Федерации фактически для них утеряна. И если не собираться и не вырабатывать общие подходы и принципы, то в итоге это может привести к огромному количеству ошибок в законотворчестве и нестыковкам между федеральным и региональным законодательством. И комиссия Дмитрия Козака будет работать вечно. Ведь когда принимается некий Федеральный закон, то в 88 регионах России правовые акты местных законодательных собраний будут автоматически ему не соответствовать. Эта проблема существует у всех стран с федеративным устройством. Важно привести законы в соответствие друг с другом как можно быстрее. Особенно нужно работать над региональными экономическими законами.
- Но ведь можно расценить создание Совета законодателей и как желание сенаторов командовать законотворческой деятельностью регионов?
- Я бы специально подчеркнул, что создающаяся структура - консультативный орган. У нас абсолютно нет желания командовать субъектами РФ. Ни в коем случае.
- Когда спикер СФ Сергей Миронов впервые озвучил идею создания подобного органа, она натолкнулась на резкое возражение Государственной Думы, обвинившей верхнюю палату парламента в желании "перетянуть одеяло на себя". Не опасаетесь ли вы, что практическое воплощение этой идеи вызовет еще большую ревность депутатов?
- Действительно, звучали разговоры о том, что Совет Федерации якобы перехватывает инициативу у Государственной Думы, и поскольку парламент вообще-то состоит из двух палат, то и Совет законодателей необходимо создавать при всем Федеральном собрании. Но дело в том, что Совет Федерации - палата регионов, а не политических партий, и он наполовину сформирован из представителей региональных законодательных собраний. Конечно, депутаты Госдумы каким-то образом связаны с заксобраниями, но такой тесной связи, которая существует между сенатором и местными парламентами, у депутатов нет. Сенаторы подотчетны региональным законодательным собраниям, а депутаты - неподотчетны. Кроме того, все-таки Дума отражает политический расклад сил в стране. Мы же даже специально записали у себя в регламенте, что в СФ невозможны не только политические фракции, но и даже территориальные группы. В Госдуме довлеет партийная дисциплина, у нас такого нет. Дума будет иметь возможность участвовать в работе Совета законодателей. Мы обратились к вице-спикеру нижней палаты парламента Любви Слиске с просьбой стать заместителем Сергея Миронова, который возглавит Совет законодателей.
- Какова будет структура руководящих органов Совета?
- Это будет очень демократичный орган. Как решат сами законодатели, так и будет. Мы лишь предложим, что возглавлять всю работу будет президиум. В него войдут председатель Совета Федерации, первый заместитель спикера Государственной Думы, семь представителей законодателей - по одному от каждого федерального округа и ответственный секретарь, который, собственно, и будет обеспечивать организацию всей работы Совета. Вероятно, им станет кто-то из заместителей Сергея Миронова.
- Чем конкретно будет заниматься новый орган? Будет ли Совет законодателей сам разрабатывать какие-то законопроекты?
- Механизмы деятельности будут самыми различными. Например, собирать глав комитетов по бюджету всех субъектов РФ и выработать какие-то рекомендации, которых в дальнейшем будет придерживаться каждое законодательное собрание региона. Или будем обсуждать, к примеру, какую-то законодательную инициативу, которая скоро появится. Кроме того, Советом законодателей могут разрабатываться и новые законопроекты, которые будут вносится в Думу в качестве законодательных инициатив субъектов или от имени Совета Федерации. Или, если законопроект, разработанный в регионе, того стоит, мы будем его просто лоббировать в Государственной Думе. Ведь некоторые законы, принятые в субъектах, гораздо лучше республиканских. И они могут дать почву для корректировки федеральных законов. Сейчас всю работу по региональному законодательству проводит Минюст. Но это исполнительный орган, и они могут лишь отслеживать ситуацию с местным законодательством.
- Как будут строиться ваши отношения с уже существующим подобным органом - Союзом законодателей России?
- Союз законодателей - общественная организация, которая имеет свои наработки. И я думаю, что, если члены этой структуры захотят и дальше продолжать работать, они будут это делать. Но один из самых деятельных функционеров Союза законодателей - председатель Мосгордумы Владимир Платонов - является членом рабочей группы по подготовке нового совещательного органа при СФ. Платонов наш сторонник, и он считает, что чем больше шагов мы сделаем навстречу друг к другу, тем дешевле это обойдется налогоплательщикам. Мы не должны ни в коем случае превратиться в бездумную "машину для голосования". Мы постараемся аккумулировать весь опыт, отражать интересы регионов и идти по пути улучшения законодательства. Ведь качество принимаемых законов постепенно снижается.
- Разве новая структура может в этом помочь?
- Совет законодателей - еще один канал влияния на качество законов. Я уверен, что скоро многие будут ссылаться именно на мнение этого нового органа как на авторитетную точку зрения, к которой необходимо прислушаться. Совокупная легитимность законодательных органов субъектов Федерации может быть посильнее, чем совокупная легитимность губернаторов.