Вряд ли можно считать простым совпадением тот факт, что именно сегодня два высших должностных лица государства отчитываются перед парламентом. В Думе выступает премьер-министр Михаил Касьянов, в Совете Федерации - генеральный прокурор Владимир Устинов. И тот и другой с известной долей самокритики будут говорить о сложной ситуации в стране, о недостаточных усилиях власти по наведению порядка и дальнейшему продвижению реформ. По сути дела, это означает признание в том, что государственный механизм уже давно работает вхолостую и его система нуждается не в реанимации и призывах к ускорению, а в реальной перестройке.
Доклад Устинова "О состоянии законности, правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры за 2001 год" посвящен главным образом коррупции. Генпрокурор отмечает слабую работу силовых ведомств, особенно МВД, и показушные методы борьбы с коррупцией. По словам Устинова, власть только декларирует эту борьбу, но не проявляет при этом никакой политической воли. Поэтому сановники-коррупционеры остаются безнаказанными, налоговая полиция только "стращает", но не направляет дела в суд, недобросовестная работа таможенников приносит убытки государству. Между тем ущерб от противоправных действий чиновников в кредитно-финансовом блоке составил в минувшем году более трети всех экономических потерь государства. Органы власти совершают массовые злоупотребления при заключении договоров аренды и использования госсобственности, а широко практикуемые "криминальные банкротства" стали формой нового передела собственности. Огромное количество нарушений бюджетного законодательства и хищения денежных средств выявлены, в частности, в Минобороны, Министерстве транспорта, МПС, Министерстве природных ресурсов и "Газпроме". Заметим при этом, что сами правоохранительные органы вовлечены в этот порочный уголовно-коррупционный круг, когда уголовные преследования и коррумпированная судейская система открыто используются в коммерческих конфликтах при дележе собственности. Но останавливаться на этом подробно генпрокурор не стал.
Количество только зарегистрированных преступлений в 2001 году приблизилось к трем миллионам. При этом опережающими темпами растут тяжкие и особо тяжкие преступления. Население, по словам Устинова, уже теряет веру в способность власти изобличить и наказать виновных. Из контекста доклада можно сделать вывод, что эту веру начинает терять и сам генпрокурор, которому мешают бороться с преступностью буквально все, включая СМИ. По его словам, "некоторые публикации, направленные против прокуратуры, ангажированы преступными группами".
Доклад Владимира Устинова поступил в верхнюю палату парламента еще 25 апреля, поэтому все сенаторы имели возможность его внимательно изучить. Многие члены Совета Федерации считают, что практика прошлых лет, когда верхняя палата заслушивала отчеты Генпрокуратуры "для галочки", на этот раз не будет. Можно ожидать, что работа органов прокуратуры подвергнется не только серьезному анализу, но и критике со стороны сенаторского корпуса. Об этом корреспонденту "НГ" заявили представители руководства СФ.
Валерий Горегляд, первый вице-спикер СФ
Совет Федерации раньше крайне редко реализовывал свое конституционное право заслушать отчет генпрокурора, но и в данном случае выступление Владимира Устинова не связано с какой-то чрезвычайностью. Однако с учетом непростой криминогенной ситуации и последних трагических событий в России думаю, что разговор будет не только компетентным, но и очень острым. Сейчас профильный комитет готовит соответствующие рекомендации Генпрокуратуре от имени СФ, которые будут содержать конкретные предложения. Мы хотели бы предложить Устинову шире использовать надзорные полномочия, которые законодательно закреплены за Генеральной прокуратурой. Хотелось бы увидеть более активное содействие со стороны Генпрокуратуры в экономических преобразованиях в стране, ей необходимо также серьезнее использовать правозащитный потенциал. Мы считаем, что ведомство Владимира Устинова должно лучше координировать деятельность всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью и терроризмом.
Евгений Бушмин, председатель комитета СФ по бюджету
Что касается экономической составляющей доклада генпрокурора, то в этом документе содержится немало сведений, посвященных экономике. Особенно меня порадовал пассаж, что цифры по коррупции в основном достигнуты за счет учителей и других низкооплачиваемых категорий бюджетников. А вот чиновников высокого ранга там нет. Вероятно, и в дальнейшем Генпрокуратура будет работать в соответствии с теми пожеланиями, которые Владимир Устинов сам себе записал в докладе.
В отчете генпрокурора есть и информация по министерствам, причем перечень их довольно большой, хотя меня поразило неожиданное отсутствие в нем Минфина. Основная фраза в докладе по этому разделу звучит примерно так: Казначейству надо особо обратить внимание на то, что надо каким-то образом усилить наказание за нецелевое использование бюджетных средств. Отдельная часть доклада Устинова посвящена Чечне и нецелевому использованию средств в регионах. Похоже, правоохранительные органы просто не знают, как за это наказывать. Можно, конечно, отобрать у министерств эти "нецелевые" средства и не выплатить зарплату кому-то из чиновников. Но обычно нецелевое использование допускают одни, а наказаны в итоге другие. В докладе решить эту проблему, конечно, рекомендовано. Но и законодатели должны над этим как-то поработать. Если будет соответствующая законодательная база, то генпрокурор в следующий раз должен будет предложить более конкретные механизмы наказания виновных.
Юрий Шарандин, председатель комитета по конституционному законодательству
Обращает на себя внимание то, что доклад в своей преамбуле на первое место ставит приоритеты, которые связаны с борьбой с преступностью, - это надзор за соблюдением законов в экономике. На втором месте стоит укрепление правовых основ конституционной законности, а на третьем - охрана прав и свобод личности. Таким образом, основную свою задачу в 2001 году Генпрокуратура видела в борьбе именно с преступностью и соблюдением законов в экономике.
Материалы доклада рисуют довольно пессимистическую картину, если говорить о преступности. Очень интересным мне представляется указание на то, что среди лиц, совершивших преступления, более девяти тысяч человек или 55% не имели постоянного источника дохода. Это непосредственно связано с законом о гражданстве, который будет рассматриваться в СФ. Документ содержит также некие обобщающие высказывания. Например, "особую тревогу вызывает рост умышленных убийств", а потом идет статистика. Проглядывается и явная критика прокуратуры в адрес МВД по поводу "до сих пор не изжитой практики укрытия милицией неочевидных преступлений". Отдельный раздел посвящен работе следственного комитета при МВД. В частности, Генпрокуратура уже выходит на анализ этой деятельности. Но в то же время работе Федеральной службы налоговой полиции Устинов почему-то посвятил всего один абзац.
Не обошлось в докладе и без самокритики Генпрокуратуры, но, видимо, ни одного из ее работников не было привлечено к уголовной ответственности. В результате материал, который нами получен, является очень добротным статистическим материалом. К сожалению, я в этом докладе не нашел государственного подхода. Есть констатация фактов, но нет прогноза и рекомендаций к действию.