На минувшей неделе в штабе Объединенной группировки войск (Ханкала) под руководством директора Федеральной службы безопасности РФ генерала армии Николая Патрушева прошло совещание регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе. По окончании совещания директор ФСБ России сообщил журналистам, что на нем рассматривались вопросы взаимодействия федеральных структур в ходе контртеррористической операции.
К сожалению, из уст директора ФСБ и руководителя Оперативного штаба так и не прозвучало комментариев по поводу приказа командующего группировкой войск генерал-лейтенанта Владимира Молтенского, согласно которому устанавливается новый порядок проведения спецопераций и адресных проверок подразделениями федеральных войск на территории Чечни.
На страницах "НГ" (06.04.02) уже обсуждался этот приказ. Широкий резонанс вызвал тот факт, что теперь спецоперации и адресные проверки в населенных пунктах будут проводиться только по личному приказу командующего Объединенной группировки. Но и раньше - в 2000-2001 гг. - план проведения подобных мероприятий командующий утверждал заранее (на месяц) и коррективы в него вносились только в случае появления каких-то форс-мажорных обстоятельств. Новым в приказе является то, что теперь в населенных пунктах при входе в жилые дома военнослужащие должны будут снимать маски, открывать лица, представляться и предъявлять документы. На автомобильной и бронетанковой технике, которая будет находиться в населенном пункте, теперь должны быть отчетливо видны номера. Кроме того, по завершении этих мероприятий будут составляться акты, которые предстоит подписывать как представителям силовых структур, включая прокурора, так и главам администраций населенных пунктов. Затем акт будет утверждать лично командующий.
Эти мероприятия якобы должны повысить ответственность военных и позволят исключить массовые нарушения прав человека в республике. Но у тех, кто так или иначе связан с боевой деятельностью в силовых структурах, этот приказ вызвал весьма неоднозначную реакцию. На фоне постоянно продолжающихся обстрелов, подрывов и покушений на военнослужащих и представителей органов местной власти республики более странного приказа (если не сказать большего) придумать нельзя. С военной же точки зрения приказ абсурден: в бой нельзя идти со связанными руками. А именно это произойдет в случае его выполнения.
Ни для кого не секрет, что в Чечне существует группировка сил специального назначения, деятельность которых никогда не афишируется. Военнослужащие подразделений спецназа несут основную тяжесть борьбы с боевиками в Чечне и добились наиболее громких успехов за последний год.
А войска спецназначения были всегда, есть и будут в любой армии мира, их деятельность изначально должна быть скрыта. При этом они вполне могут действовать в униформе противника. "Маскарады" и "маски-шоу" при действиях на территории противника являются обязательными для американских "джи-ай" или британских "томми", будь то Персидский залив (1991 г.) или современный Афганистан. За примерами ходить далеко не надо. Так, американские подразделения специального назначения под видом афганцев действовали на начальных этапах операции "Несокрушимая свобода", действуют и сейчас. Такую же тактику применяли аналогичные подразделения Советской армии еще в 80-е гг. в Афганистане, например, при захвате и уничтожении караванов с оружием моджахедов.
Теперь представим себе следующую ситуацию. Весна. По чеченской дороге, грязи на которой больше, чем асфальта, группа спецназначения ФСБ или МВД России ведет преследование боевиков, которые сумели укрыться в одном из жилых домов на краю селения. Но пока наши военные смоют грязь на номерах своих автомобилей или БТР, пока офицеры достанут удостоверения личности, которых у них не должно быть, так как они выполняют боевую задачу, пока они покажут свои фотографии хозяевам, пока начнут осмотр двора, где будут боевики? Правильно - уйдут: ведь счет идет на секунды. И это будет в лучшем случае, а в худшем - боевики перестреляют всех еще до подхода к дому. Словом, не война, а пародия...
У многих военных, кто знает о войне не по учебникам, возникает вопрос о том, какие же задачи теперь должна решать 80-тысячная группировка федеральных войск.
Понятно, что не руководитель регионального оперативного штаба генерал Ежков, не командующий войсками генерал Молтенской сами решились на подобный шаг. Видимо, до этого додумался кто-то другой. Откуда исходит указание: то ли из Совета безопасности, то ли из администрации президента РФ - тайна, покрытая завесой секретности. Но, к сожалению, в любом случае после выхода приказа меньше минировать, взрывать, обстреливать и убивать из засад в Чечне не будут. Похоже, что военных в очередной раз подставляют, желая получить одобрение правозащитных организаций.