Посол США Александр Вершбоу попытался наладить диалог с представителями средств массовой информации накануне визита американского президента в Россию, чтобы изменить их антиамериканский настрой. Посол уверен, что сотрудничество между двумя странами имеет долгосрочные перспективы, а всплески антиамериканских настроений в российском обществе связаны скорее с эмоциями, захлестнувшими россиян после Олимпиады.
Говоря о планах развития торгово-экономических отношений между Соединенными Штатами и Россией, американский посол высказал мнение, что разногласия по курятине и стали не должны мешать активному бизнес-диалогу. Касаясь вопроса "стальной войны", Вершбоу отметил, что общий прирост экспорта российской стали на американском рынке в 2002 году в сравнении с прошлым годом составит около 20%. Ограничения касаются экспорта лишь некоторых видов стали, продаваемых на рынке США российской стороной по демпинговым ценам.
По его словам, в настоящее время активно прорабатываются вопросы масштабных американских инвестиций в освоение нефтяных месторождений - в частности, в проекты Каспийского трубопроводного консорциума и Сахалина. Он также объявил о решении автогигантов "Дженерал моторс" и "Форд" осуществить капиталовложения в российскую автомобильную промышленность, идет работа и над совместным производством российско-американского среднемагистрального самолета. Но ключ к масштабным иностранным инвестициям в Россию - это создание законодательной базы для защиты интересов западных инвесторов с гарантиями со стороны государства от произвола чиновников.
Касаясь проблем борьбы с международным терроризмом, посол повторил слова президента США о том, что она далеко не закончена и будет продолжаться еще длительное время. Поэтому появление американских военных в Средней Азии и просьба грузинского руководства к США направить инструкторов для обучения армии, по его мнению, вписываются "в логику обоюдных интересов". Защиту от угроз, по словам посла, необходимо искать вместе.
Была также затронута и самая болевая точка России - Чечня. Американская сторона уверена, что необходимо искать возможности для политического решения проблемы, которые не затрагивали бы территориальной целостности России. Правда, именно такой выход из ситуации с каждым днем войны становится все более проблематичным.
Продолжением "военной" темы стало и обсуждение взаимодействия России и НАТО. Предложение английского премьер-министра Тони Блэра о приглашении России к равноправному диалогу с НАТО сейчас активно обсуждается членами альянса. Возможно, тот круг вопросов, который первоначально планировалось обсуждать с Россией, будет расширен. Но Москве, по его словам, необходимо научиться "культуре выработки консенсуса в рамках структур альянса". Правда, за дипломатически гладкими формулировками скорее всего стоит намек на то, что Москве необходимо научиться подчиняться решениям, выработанным и принятым НАТО.
Озвучил Вершбоу и позицию Соединенных Штатов, касающуюся выработки соглашения о радикальном сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Решение Вашингтона о сокращении будет реализовано, даже если это соглашение не будет подписано в ходе планирующейся встречи двух президентов. Производство новых ядерных боезарядов и средств их доставки - удовольствие весьма дорогое, поэтому США должны иметь некий резерв: Вашингтон предпочитает складировать, а не уничтожать ядерные боезаряды. Американский посол отметил, что "мир непредсказуем и Соединенные Штаты должны иметь "страховой полис" на случай форсмажорных обстоятельств". В ответ на обоснованную обеспокоенность российской стороны тем, что такой "полис" лишь снижает степень боевой готовности средств нападения, Вашингтон готов принять дополнительны меры по контролю за соблюдением соглашения.