За последние несколько месяцев тональность отношений России с Соединенными Штатами достаточно резко изменилась. Шаги Вашингтона на международной арене практически не учитывают мнение Москвы, и уже складывается впечатление, что с позицией Кремля в Белом доме, несмотря на уже почти традиционную дружественную риторику, откровенно перестали считаться. Объяснение этому может быть простое и даже общеизвестное - проигранная холодная война. Да, ее проиграл СССР, но ведь именно Россия провозгласила себя его правопреемницей.
Вроде бы истолкование сложившейся ситуации довольно азбучное, однако вопрос, когда же была поставлена последняя точка в 55-летнем противоборстве между Востоком и Западом, остается открытым. Между тем - если зафиксировать этот момент во времени - многое происходящее сегодня становится понятным. Однако прежде чем уточнить возможную дату, коснемся некоторых других вопросов.
Последние несколько лет в сознание россиян настойчиво вбивается тезис о том, что все войны заканчиваются переговорами и в конечном итоге миром. Не так давно лидер одной из общенациональных российских политических партий даже происходящее в пригороде Берлина 8 мая 1945 г. пытался интерпретировать как мирные переговоры. Тут же - корни и еще одного абсолютно ложного утверждения, логически вытекающего из первого, - "военного решения проблемы не существует". Однако любому специалисту, знакомому с азами военной стратегии, известно, что военного решения вопроса не может быть только при изначально неправильно поставленной политической цели войны.
Совершенно очевидно, что подобные утверждения имеют мало общего с геополитическим реализмом. В них (вполне возможно - намеренно) пропускается одно звено, причем определяющее. На самом деле войны завершаются поражением одной стороны и победой другой. Ничейного результата в вооруженном противоборстве, пусть даже "холодном", между нациями и военными коалициями государств - и об этом свидетельствует весь опыт мировой цивилизации - не бывает. Даже ситуации, кажущиеся на первый взгляд "патовыми", в военных конфликтах на деле означают безусловный выигрыш одной из сторон. Что касается поражений, то они бывают подчас такими сокрушительными, что стыд потом в течение многих веков больно ранит самолюбие нации.
Напомним, что начало холодной войны между СССР и США зафиксировано достаточно точно - 5 марта 1946 г. Старт к более чем полувековому противостоянию дала речь Уинстона Черчилля в г. Фултон (США), в которой он потребовал создания англо-американского союза для бескомпромиссной борьбы с коммунизмом. Когда же холодная война завершилась? Некоторые связывают ее окончание с распадом Советского Союза в 1991 г. Однако развал империи оказался для Белого дома внезапным, и маститыми аналитиками в Соединенных Штатах он отнюдь не прогнозировался. Более того, в течение длительного времени после 8 декабря 1991 г. американцы осторожно приближались к поверженной туше русского медведя и напряженно прислушивались: дышит? Не дышит? Именно этим и объясняется некоторое заигрывание администрации Клинтона с руководством постсоветской России. Скорее всего крах СССР прозвучал как гонг к последнему раунду полувекового противостояния.
Но когда в Белом доме окончательно убедились - русский военный медведь тихо скончался в результате гибели советской империи и неосторожных реформ, наконец наступил момент истины. Неопровержимый факт - сегодня Вооруженные силы России не представляют собой организованной боевой силы, способной на равных к длительному ведению военных действий обычными средствами поражения с армиями индустриально развитых государств. Современной боеспособной военной организации в России попросту нет. Однако самое главное, что осознали в Вашингтоне, - ныне не существует даже гипотетической ситуации, при которой зависимая от Запада Москва применила бы ядерное оружие против США и их союзников. Полувековая угроза ядерного апокалипсиса исчезла навсегда.
Конечно, банальным было бы ожидать, что завершение холодной войны может быть зафиксировано, скажем, подписанием акта о перемирии в железнодорожном вагоне (Компьен, ноябрь 1918 г.) или подобием унизительной процедурой капитуляции (другой не могло быть по определению) в актовом зале военного училища (Карлхорст, 1945 г.). Тем не менее дату окончания "холодного" противостояния уже сегодня можно определить достаточно точно - 13 декабря 2001 г. Напомним, именно в этот день президент США Джордж Буш заявил о предстоящем выходе Америки из Договора по ПРО 1972 г. Три месяца назад еще довольно трудно было предположить, что именно 13 декабря можно считать днем окончание 55-летнего противостояния. Однако последующий характер действий Белого дома дает все основания полагать, что именно это и был "День поражения в холодной войне".
С Россией после заявления Джорджа Буша фактически перестали считаться по всем азимутам взаимоотношений, что было заметно даже на недавно прошедшей Олимпиаде. Это отнюдь не очередной виток противостояния в духе холодной войны (или холодного мира), как он представляется многим, а совершенно иное качество отношений между двумя странами. Так ведут себя только с окончательно проигравшими и не способными к адекватному ответу в обозримой исторической перспективе. Даже в переговорах по дальнейшему сокращению СНВ Вашингтон перестал видеть судьбоносный ранее для Америки смысл - довел до вконец обанкротившегося в военной отношении бывшего противника свою контрольную цифру боеголовок - и полагает, что вполне достаточно. Что ж, как говорили древние: Vae Victis! Горе побежденным! Иного в истории никогда и не бывало.