Вчера на базе ВВС США Шрайвер в Колорадо-Спрингс (штат Колорадо) в объединенном центре Оперативного командования аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД) начались совместные российско-американские командно-штабные учения нестратегической противоракетной обороны. В ходе них будут отрабатываться методы засечения вероятных пусков ракет, их сопровождения и нейтрализации. Однако реальных пусков ракет осуществляться не будет, различные гипотетические ситуации проиграют на картах и при помощи компьютерных систем. Напомним, что согласно достигнутым ранее российско-американским договоренностям технические характеристики систем нестратегической ПРО ограничиваются возможностью перехвата боевых блоков, скорость которых не превышает 5 км/сек.
Известно, что сегодня США являются единственной страной в мире, которой удалось организовать и испытать собственную систему нестратегической ПРО на театре военных действий в реальных боевых условиях. Это произошло в ходе войны в Персидском заливе 1991 года. Тогда американские зенитные ракетные системы "Патриот" были развернуты для обороны важнейших объектов на территории Израиля, в том числе и в Тель-Авиве. Пентагону удалось связать воедино информационные системы, командные пункты и собственно огневые средства. В результате всему миру в прямом телеэфире была продемонстрирована возможность поражения иракских СКАДов. При этом, естественно, умалчивалось, что сбить тактические ракеты Саддама Хусейна с траектории полета, как говорят зенитные ракетчики, не удавалось. Обычно СКАДы в результате подрыва ракет "Патриота" несколько отклонялись от расчетной траектории, но тем не менее падали на обороняемый объект. Но рекламный результат по своим последствиям значительно превзошел достигнутую эффективность системы нестратегической ПРО.
Отметим, что проводимые в Колорадо-Спрингс учения являются первым совместным мероприятием по ПРО после заявления США о выходе из Договора по ПРО 1972 года, что свидетельствует об обоюдном желании Америки и России продолжать контакты в этой сфере. Разумеется, такие контакты надо только приветствовать, однако без реальных действий войск подобные встречи напоминают протокольные мероприятия типа визитов вежливости. Российско-американские учения, считают отдельные эксперты, пока еще далеки от организации реального взаимодействия в кризисных ситуациях. Поэтому говорить об эффективности совместных мероприятий по ПРО и о равноправии участников этих военных учений весьма затруднительно. Российские военные возможности сегодня весьма ограничены, и позиция "старшего брата" в любом случае останется за американцами.