0
698
Газета Политика Интернет-версия

22.08.2001 00:00:00

Эффект Грачева

Михаил Ходаренок

Об авторе: Михаил Ходаренок - обозреватель "Независимого военного обозрения".

Тэги: грачев, иванов, минобороны


В СОЗДАНИИ военной организации государства, пожалуй, можно выделить два основных способа. Сущность первого - условно назовем его русским - заключается в том, что при организации вооруженных сил качественно нового типа от ума, воли и знания дела одного человека (или в крайнем случае небольшой группы единомышленников) зависит очень многое, если не все. Под замыслы строителя вооруженных сил могут быть сконцентрированы все людские и материальные ресурсы государства. Способ этот позволяет в достаточно короткие сроки добиться впечатляющих результатов, и примеров в российской истории больше чем достаточно: Петр Первый, Дмитрий Милютин, Иосиф Сталин.

Однако в этом случае не получается поступательного и динамичного развития: с уходом "строителя-каменщика" наступает, как правило, период застоя, а то и существенного отката. Кроме того, государство совершенно не застраховано от злой воли (так называемого волюнтаризма) очередного "каменщика". В этом плане случай с Никитой Хрущевым более чем показателен. Самый яркий недостаток русского способа, вся сущность которого замыкается на способностях и возможностях практически одного человека, - перманентная потребность в последующих реформах. И в этом легко убедиться даже при поверхностном взгляде на историю отечественной армии. Наконец, русский способ весьма критичен к способностям самого "каменщика". Строитель вооруженных сил должен знать свой предмет в совершенстве, осуществлять постройку в соответствии с личным замыслом (планом) и постоянно держать все детали процесса под своим неусыпным контролем.

Существует и другой способ. Его можно назвать американским. В этом случае все военное строительство находится в четких границах правового поля, и все механизмы и процедуры принятия решений по важнейшим вопросам создания и модернизации военной организации государства регламентированы соответствующими нормативными актами. Вооруженные силы находятся под жестким гражданским контролем, и личностные данные очередного главы государства (военного ведомства) хотя и оказывают определенное влияние на процессы строительства ВС, но никакой революции очередной назначенец в военном ведомстве совершить не может по определению. Таким образом, подобная схема значительно сужает область для проявления столь обычного в России самодурства, ошибок и вредных фантазий. По результативности этот способ значительно выше, и, самое главное, он позволяет вести военное строительство динамично и поступательно в отличие от ярко выраженной синусоиды (взлетов и падений), свойственной русскому типу.

С назначением на должность министра обороны РФ Сергея Иванова у многих появились надежды, что выдвижение на пост главы военного ведомства государства одного из ближайших сподвижников президента России и человека к тому времени уже штатского означает начало процедуры установления гражданского контроля над Вооруженными силами. Однако прочного фундамента для выдвижения на пост главы оборонного ведомства человека, не имеющего высокой военно-профессиональной подготовки, не построено, а это создает прецеденты для множества коллизий. Фактически подобным назначением причудливо смешиваются два способа строительства - русский и американский, а главным строителем назначается человек, не знающий порученного дела в необходимых деталях и не являющийся автором существующего в настоящее время плана строительства Вооруженных сил.

Подчеркнем: кресло российского министра обороны в его существующем виде весьма требовательно к личной подготовке человека, его занимающего. В качестве примера рассмотрим только некоторые особенности опыта пребывания на посту министра Минобороны генерала Грачева. К моменту назначения на должность главы военного ведомства России у 44-летнего десантного генерала о многом в жизни и деятельности Вооруженных сил имелось самое приблизительное представление. По многим вопросам управления войсками (силами) и строительства Вооруженных сил у него к тому времени просто не могло сформироваться, отстояться и выкристаллизоваться собственное мнение. Существует достаточно много примеров, подтверждающих эти факты.

Напомним, что по принятому у нас обыкновению на стол министра обороны ежедневно кладутся сотни документов самого различного содержания, требующих его резолюции. Зачастую к главе военного ведомства поступают документы совершенно противоположного содержания: один уважаемый военачальник предлагает объединить, другой (не менее именитый) - разъединить. Один полководец предлагает сформировать, а другой - расформировать. И все спешат доложить свои мнения министру обороны, надеясь, что именно у него они найдут понимание и поддержку своим устремлениям.

Таким образом, по большинству вопросов жизни и деятельности Вооруженных сил министру обороны надо иметь собственное мнение. Если его нет, то наступает "эффект Грачева". В частности, по одному из принципиальных вопросов министру обороны Грачеву докладывает один из главнокомандующих видом ВС: надо сделать так-то. Написано, подчеркнем, убедительно и обоснованно. Грачев наотмашь пишет - "согласен". На следующий день от другого главкома приходит служебная записка прямо противоположного содержания, причем составленная еще более убедительно и с еще большими обоснованиями. И вновь на бланке появляется - "согласен". Оба документа отправляются исполнителям. Аппарат дезорганизован. А драгоценное время уходит, и проблемы по-прежнему стоят в полный рост.

Кстати, их количество в Вооруженных силах за последнее время отнюдь не убавилось. Решать их надо ежедневно и ежеминутно лично главе военного ведомства, при этом за текучкой не забывать глядеть (и фактически это самое главное) на несколько лет (а то и десятилетий) вперед. Поэтому-то требования к высокой профессиональной подготовке министра обороны России в настоящее время по-прежнему высоки. Его личная компетенция требуется решительно во всем - от кадровой работы до укрепления воинской дисциплины. И так продолжится до тех пор, пока не будут созданы соответствующие процедуры принятия решений по военным вопросам, разделены функции административного и оперативного управления, установлен действенный гражданский контроль над Вооруженными силами. Только по завершении этих крупнейших организационных и структурных перемен деятельность гражданского министра обороны, сосредоточившего свое внимание на политических и административных вопросах управления военным ведомством, будет эффективной.

Теперь представим ситуацию, что ничего из перечисленного не сделано, а на должность главы военного ведомства выдвинут человек, не имеющий опыта командования даже дивизией. Все нити управления и принятия решений по важнейшим вопросам жизни Вооруженных сил замкнуты, подчеркнем, по-прежнему на него. Никакой аппарат советников в подобной ситуации не поможет, поскольку старая истина утверждает: советники, чья компетентность превышает аналогичную руководителя, сами захотят участвовать в руководстве. Надежды на существующий "коллективный разум" (даже в лице Генштаба) и коллегиальность в принятии решений (на которую иногда возлагают столько надежд) более чем неоправданны: на военные советы военачальник должен приходить уже с готовым решением, а совет после заседания - расходиться с мнением, что оно единственно возможное и исключительно верное.

Можно только посочувствовать Сергею Иванову. Военное ведомство с его нынешними проблемами - груз почти что неподъемный. Чтобы переломить ситуацию, требуется железная воля, незаурядная личная подготовка руководителя Минобороны и немалые расходы от казны. Однако даже при этом, если кардинально не изменить структуру и функции Минобороны, первый опыт назначения гражданского министра может надолго дискредитировать саму идею. Штатский глава военного ведомства в совершенно не приспособленном для него кресле будет выглядеть все более и более декоративной фигурой, а реальная власть по оперативному управлению войсками будет постепенно перетекать к "военспецам". А эта штука для нового министра обороны будет посильнее разговоров о ПРО и проблем расширения НАТО на восток.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
626
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2350
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1560
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1189

Другие новости