ВЧЕРА в Москву с кратким рабочим визитом прибыл министр обороны США Дональд Рамсфелд. Визит главы американского военного ведомства был запланирован в рамках согласованного в июле этого года графика российско-американских консультаций по проблемам ПРО в развитии генуэзских договоренностей президентов России и США. Первоначально наряду с проблемами глобальной безопасности и обеспечения стратегической стабильности, включая проблематику ПРО, планировалось подробно обсудить состояние и перспективы развития отношений по линии военных ведомств двух стран, обстановку на Балканах и Ближнем Востоке. Однако формат встречи претерпел существенные изменения в сторону сокращения.
7-8 августа в ходе визита в США российской военной делегации во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба ВС РФ Юрием Балуевским состоялось предварительное обсуждение этого круга проблем на уровне военных экспертов двух стран. Хотя консультации носили подготовительный характер к встрече министров обороны двух стран, в целом, как и предполагали многие аналитики, эта встреча завершилась безрезультатно.
Вашингтон по-прежнему полон решимости создать эффективную противоракетную оборону против ограниченной ракетной атаки. Американская сторона не намерена сокращать программу создания НПРО и пытаться подстроить ее под условия Договора. Это подтверждается и объявлением США о проведении очередного испытания по программе НПРО в 3-4 декаде октября этого года, а также еще трех - в будущем году. Российская сторона Договор по ПРО от 1972 г. продолжает считать фундаментом всей системы договоров в области контроля над вооружениями и основой обеспечения стратегической стабильности.
Как и предполагалось ранее, московская встреча глав военных ведомств США и России не ознаменовалась ни подписаниями каких либо документов, ни заявлениями "прорывного" характера. Американская сторона в ходе консультаций держалась необычайно уверенно, всем своим видом показывая, что ни на какие уступки Москве она идти не намерена. Отдельные заявления и тезисы носили откровенно ультимативный характер. Говоря о перспективе консультационного процесса по проблемам противоракетной обороны, министр обороны России Сергей Иванов заявил о безусловной готовности Москвы его продолжать. Министр обороны США по этому поводу, в свою очередь, сказал, что вопрос остается открытым. Чуть позже добавил, что принципиально это возможно. Словом, вежливо дал понять, что американская сторона не видит предмета обсуждения.
Если Сергей Иванов говорил о возможном сближении позиций, то его заокеанский коллега Дональд Расфелд - о трансформации взглядов на вопросы ПРО с течением времени. В этих словах, похоже, заключается суть российско-американских разногласий по ПРО и результат, который обе стороны хотели бы видеть по завершении консультаций. Становится совершенно очевидным, что жесткая российская позиция по ПРО, как и в случае расширения НАТО на восток, может привести российскую сторону только "к потере лица". И, похоже, в Кремле это начинают осознавать.