НАТОВСКИЕ политики и военные то ли действуют в Македонии вслепую и наугад, как действовали на Балканах всю первую половину 90-х годов (во что ныне слабо верится после обретенного ими опыта договоренностей по Боснии и бомбардировок Югославии), то ли ведут здесь настолько хитроумную игру, что ее признаки и вероятный исход не могут разобрать даже многие западные эксперты и журналисты.
Понятными виделись и оказались цели НАТО в Югославии: эта страна оставалась последней в регионе, неподвластной Вашингтону и Брюсселю, что - учитывая ключевую роль СРЮ в "мягком подбрюшье Европы" - создавало заметные неудобства в геостратегических планах альянса. Наличие в республике сумасбродного диктатора Милошевича стало вполне подходящим предлогом для постепенного взятия натовцами на абордаж и Белграда. Впрочем, обо всем этом сказано уже предостаточно.
Но вот что творит ныне Запад в давно и от души лояльной ему Македонии - просто уму непостижимо. Скопье первой из балканских столиц приютила в свое время специальную миссию, а потом и боевые подразделения НАТО, предоставив альянсу в начале 1999 года возможность для формирования на своей территории воздушно-наземного плацдарма, с которого могло бы начаться в случае необходимости войсковое вторжение в Югославию, поддержанное вертолетами. Важнейшую роль сыграло Скопье в гуманитарной помощи бросившимся врассыпную из Косово албанцам, спасавшимся от сербских коммандос и натовских бомб: около полумиллиона из них нашли приют именно в Македонии и примерно 60-80 тысяч человек до сих пор предпочитают по разным причинам оставаться здесь, а не возвращаться в контролируемую наркобаронами родную провинцию.
И в благодарность за проявленные преданность и гостеприимство Скопье получило теперь собственную полуначавшуюся гражданскую войну, которая может расколоть страну по крайней мере на две части - македонско-славянскую и албанскую. А если вспомнить о претензиях на данную территорию со стороны соседних Греции и Болгарии, долгое время не признававших новых границ и права республики на самостоятельное существование, то без помощи синоптиков можно догадаться о том, как начнет зашкаливать политический термометр в случае накала страстей в этой части Европы.
Началось же все с того, что якобы разоруженные входящими в состав международных сил KFOR натовскими подразделениями косовские головорезы просочились через якобы охраняемые частями KFOR границы на территорию якобы недодающей что-то собственному албанскому меньшинству Македонии и с помощью якобы не состоящих в их рядах американских отставных офицеров, а также якобы никем не замеченных современных пушек, минометов и прочих новейших приборов ночного видения повели вполне успешное наступление на позиции слабообученных и слабовооруженных отрядов тамошней не ведавшей прежде забот и кручин армии. Хорошо еще, что украинские братья-славяне спешно подбросили Скопье звено пусть подержанных, но вполне еще боеспособных самолетов Су-25 и полдюжины вертолетов, братья-славяне из Болгарии и Греции - тонну стрелкового оружия, а братья-славяне из Сербии помогли разглядеть в начальнике генштаба македонской армии "наивно-доверчивого" поставщика информации о вверенных ему вооруженных силах все тем же американским отставникам. Иначе кто знает, может, реял бы уже флибустьерский стяг косоваров над здешней столицей?!
Не отрицая самого факта вооруженного вторжения косовских бандитов в пределы Македонии, европейские политики почему-то стыдливо преуменьшают их роль в разжигании межнациональной розни в этой стране, на три четверти заселенной славянами и лишь на одну четверть албанцами. С самого начала здешнего конфликта из западных столиц слышатся упреки и одергивания лишь в адрес официального Скопье: сначала - не переборщите, дескать, с применением силы, потом - а не поделиться ли вам правами и властью с согражданами-албанцами, и, наконец, теперь - настойчивый призыв к прямым переговорам с вторгшимися чужеземцами.
Вчера еще вроде бы вполне довольные положением своего нацменьшинства лидеры местных албанских партий настаивают теперь на равноправном использовании обоих главных языков и подобном же дележе властных портфелей, введении поста албанского вице-президента, который мог бы наложить вето на любое действие любого политического органа в стране, которое, на его взгляд, пойдет во вред здешним албанцам, и т.д. и т.п. Только конституционных поправок македонские албанцы предложили свыше полутора сотен. А спецпосланники США и НАТО не просто присутствуют при этом дележе, но еще и подзуживают македонцев: "Соглашайтесь, мол, на все соглашайтесь, вы ведь знаете, на что способны в случае противления эти албанцы!" А те, собственно, на то и способны, что им дозволено.
Три тысячи первоклассных бойцов из 15 натовских стран готовы хоть сейчас прибыть в Македонию и якобы раз и навсегда разоружить вторгшихся косоваров. Как ранее их же и у них же дома, то есть как бы вторично. Но опять-таки с условием, что при этом процессе ни один волос не упадет с вышеназванных трех тысяч голов. А если вдруг кто-то невзначай стрельнет в ходе разоружения, то - уж извините - эти натовские головы моментально удалятся восвояси. Не для того они немало лет ума-разума набирались, чтобы быть потерянными на чужом поле боя. Для таких полей бомбардировщики существуют, до которых просто так не дострелишь.
Вконец разуверившийся в западных партнерах президент Македонии Борис Трайковский решил челом стукнуть своему российскому коллеге, причем аккурат в момент саммита "восьмерки" в Генуе. Прислал Трайковский письмо слезливо-молящее: мол, так и так, одолели мусульманские супостаты, а коллеги наши с вами западные лишь глумятся да ослушаться их не велят. Может, хоть вы, хозяин кремлевский, пособите, да в этой самой Генуе за славян-македонцев словечко партнерам по переговорам замолвите?!
Действительно, упомянул в Генуе об этом письме Владимир Владимирович, но словечка сильного не замолвил, а если и замолвил, то так, чтобы, не дай Бог, ничье настроение не испортить. Правда, главный его международный советник еще пару слов на эту тему произнес, но в основном в узком кругу родных российских журналистов. Дескать, вон в Латвии русских поболее 40% будет, но Ригу же ни одна европейская организация или столица не подталкивает к признанию русского языка в качестве официально равноправного с латышским или к введению поста русского вице-президента с ветирующей все и вся печатью. Опять, дескать, аршин у Запада на все географические регионы разный.
На том в Генуе и порешили.
А еще порешили принять предложение российского лидера и созвать Международную конференцию по экологии. Хотя, наверное, и эффектнее для авторитета Кремля, и эффективнее для маленьких и больших балканских наций выглядело бы упрямое лоббирование однажды уже озвученного Путиным предложения о созыве представительной конференции по Балканам. И не экономической, как уже случалось, а именно политической, во избежание новых войн и дележек границ. Ведь помимо трещащей по швам Македонии есть еще озабоченная проблемой развала на две, а то и на три части (нельзя забывать населенную преимущественно венграми провинцию Воеводино) Югославия, а также официально пока числящееся за нею же Косово, переполненная теми же венграми Румыния и, наконец, Босния и Герцеговина с ее тремя отнюдь не родственными нациями, ощущающими себя этакими лебедем, раком и щукой в наспех сколоченном в Дейтоне доме-государстве.
Однако мы все больше об экологии заботимся. Оно, конечно, тоже дело нужное и опять-таки менее хлопотное. Все вокруг в этом вопросе всегда "за". А в отношении Балкан, глядишь, могут и воспрепятствовать возвеличиванию роли России. Так, может, действительно пришла пора заматывать знамена наших подразделений в Косово и перебрасывать ребят на родную сторону, как об этом заговорили генералы с Арбата? Опять-таки, глядишь, выученные Европой солдатики и в Чечне пригодятся. Все выгоднее, чем попусту держать их в Косово. Куда нас не звали и где мы, фактически силой прорвавшись-напросившись, якобы играем какую-то неясную роль.
Но это похоже более всего на роль певцов за политической сценой. Однако с подобным репертуаром столь прокламируемой Кремлем национальной гордости великороссов не восстановить. С чем нам, видимо, и стоит в настоящий момент смириться. Но тогда и не надо вводить в заблуждение о якобы существующем политическом могуществе России наших славянских братьев меньших. Пусть довольствуются наличествующими сусаниными.
А мы, следуя обретенной у старо-нового восточного друга житейской мудрости, поглазеем на балканские схватки издалека. Ибо веселее якобы смеется тот, кто смеется последним.
Даже над якобы чужой в наш глобализационный век бедой.