0
723
Газета Политика Интернет-версия

28.06.2001 00:00:00

Как бы проект не стал прожектом

Михаил Ходаренок

Об авторе: Михаил Ходаренок - обозреватель "Независимого военного обозрения".

Тэги: пво, опк, оборона


Завтра истекает срок исполнения поручения президента России Владимира Путина о представлении ему проекта указа о создании федерального государственного унитарного предприятия "Концерн ПВО". Созданием этой фирмы предполагается устранить имеющийся параллелизм в разработках и производстве зенитного ракетного вооружения и объединить усилия соответствующих предприятий ОПК. Однако на пути достижения этой, абсолютно правильно сформулированной и с виду благой цели, как и обычно, немало подводных камней и течений.

Напомним, что на протяжении пятидесяти лет основными научно-производственными структурами по разработке и производству зенитного ракетного вооружения в СССР и России являются фирма "Алмаз" с головным разработчиком ЦКБ "Алмаз" (разработка и поставка зенитных ракетных комплексов и систем С-25, С-75, С-125, С-200, С-ЗО-ОП, "Триумф" для осуществления зенитной ракетной обороны особо важных объектов) и фирма "Антей" (производство комплексов "Квадрат", "Куб", "Оса", "Top", C-300B, "Антей-2500" для осуществления противовоздушной обороны частей и соединений Сухопутных войск).

Разработанные "Алмазом" и "Антеем" огневые средства сегодня составляют основу ПВО России, стран СНГ и десятков иностранных государств. За последние 5 лет от экспорта зенитного ракетного вооружения выручено примерно в равных пропорциях более 2 млрд. долларов США, и экспортный потенциал этих фирм продолжает возрастать. В настоящее время на выходе новейшая разработка "Алмаза" - зенитная ракетная система "Триумф", на десятилетие, по мнению многих экспертов, опередившая лучшие мировые аналоги.

Однако для специалистов не секрет, что во многом "Алмаз" и "Антей" дублируют друг друга и поставляют войскам и на рынок зенитное ракетное вооружение в целом с аналогичными характеристиками, но с весьма существенными отличиями в аппаратурном исполнении и на совершенно разной элементной базе. Таким образом, необходимость устранения дублирования давно назрела. И яснее других это понимают, пожалуй, на самих предприятиях и в ЦКБ. В феврале этого года они образовали объединенный научно-технический совет, который предложил план поэтапного сближения объединений. Тогда же генеральные конструкторы "Алмаза" и "Антея" с письмом обратились к президенту России, где они предупреждали об опасности поспешного слияния фирм (до президента оно, похоже, не дошло).

К тому же искусственное объединение предприятий мало что дает. Обходятся же без него американские компании, разрабатывающие совместными усилиями аналогичные зенитные ракетные системы. Реальная сложность объединения "Алмаза" и "Антея" заключается прежде всего в полной технической несовместимости элементной базы, ключевых технических решений и технологий, а также в существенно различных кооперациях соразработчиков и серийных изготовителей, что обусловлено долгими десятилетиями параллельного самостоятельного развития. Даже минимально необходимая унификация и стандартизация потребуют сегодня колоссальных инвестиций и не менее 2-3 лет серьезных совместных усилий.

В настоящее время рассматриваются два способа по объединению усилий в производстве российского зенитного ракетного вооружения.

Первый - недавно возникшая идея о создании нового федерального государственного унитарного предприятия "Концерн ПВО" с передачей ему контрольных пакетов акций "Алмаза", "Антея", разрозненных предприятий кооперации и существующего с 1994 г. ОАО "Оборонительные системы". Фактически ФГУП "Концерн ПВО" предполагается создать на базе именно "Оборонительных систем". В этой связи уместно заметить, что ОАО "Оборонительные системы" не входят в число исполнителей госзаказа и государственной программы вооружения, не имеют собственных кадров разработчиков и изготовителей вооружений, производственных мощностей, интеллектуальной собственности, сколько-либо значимого имущественного комплекса. Государство не имеет ни одной его акции.

Многие аналитики полагают, что таким образом задуманная передача в "Концерн ПВО" функций головного исполнителя госзаказа, по существу дела, создает только промежуточное звено между заказчиком вооружений - Минобороны РФ - и реальными исполнителями заказа. Другим заслуживающим внимания обстоятельством является планируемая передача в "Концерн ПВО" права самостоятельной внешнеэкономической деятельности в отношении всей номенклатуры вооружения и военной техники ПВО. Это не только выводит вопросы экспорта средств ПВО из ведения недавно созданного "Рособоронэкспорта" как единого государственного спецэкспортера, но и ставит под сомнение саму перспективу существования последнего, поскольку вооружения ПВО составляют около 25% его оборота.

По сути, "Концерн ПВО", созданный в предлагаемом виде, будет компанией по управлению государственными пакетами акций некоторой части оборонной промышленности ПВО, а не разработчиком и не производителем вооружения и военной техники ПВО. Поэтому если главной задачей авторы идеи "Концерна ПВО" ставят выведение из-под контроля государства финансовых потоков от госзаказа и экспорта огневых средств ПВО, имущества реальных разработчиков и изготовителей с их кооперациями, то эта задача, в случае издания соответствующего указа, безусловно, будет решена.

Однако есть и второй способ формирования единого холдинга создателей вооружения ПВО, который и далее будет в состоянии составлять техническую и экономическую конкуренцию на международных рынках вооружений американскому "Рейтиону", французскому "Томпсону", южнокорейскому "Самсунгу" и другим зарубежным компаниям.

Для этого, считают специалисты, надо дать "Алмазу" и "Антею" возможность в кратчайший срок завершить воссоздание и реструктуризацию исторически сложившихся производственных связей, нарушенных в последнее десятилетие, создать интегрированные коллективы разработчиков и изготовителей информационно-разведывательных комплексов, средств и систем управления, составляющих, в совокупности с огневыми средствами, единую комплексную систему ПВО; провести унификацию и стандартизацию элементной базы, технических и технологических решений, реструктуризацию и выбор единой промышленной кооперации разработчиков и изготовителей всего спектра вооружения и военной техники ПВО. И уже только после этого - формировать на качественно новом уровне единый, полноценный холдинг комплексной противовоздушной обороны Российской Федерации, объединяющий концерны (субхолдинги) огневых, информационно-разведывательных средств и средств управления.

Поспешное объединение ведущих производителей зенитного ракетного вооружения России в одно объединение может нанести серьезный ущерб оборонно-промышленному комплексу и государству в целом. Сегодня еще дело можно поправить. Но завтра будет уже поздно. Развитие событий пойдет по привычному: "...до основания, а затем...".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
625
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2350
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1559
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1189

Другие новости