ВЧЕРАШНЕЕ заседание российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству - это начало нового этапа сложных переговоров по активизации связей между Москвой и Дели.
Как отметил прибывший в Россию министр иностранных дел и обороны Индии Джасвант Сингх, в ходе визита будет выработана стратегия дальнейшего сотрудничества. Нынешний уровень, в рамках которого объем выполняемых оружейных контрактов уже составил 10 млрд. долл., более не устраивает ни ту, ни другую стороны.
В начале и середине 90-х годов Россия в основном продавала Индии готовые вооружения. Затем Дели стал заказывать российским оружейникам технику по новым, уникальным проектам. Наиболее масштабные среди них - контракты на строительство трех фрегатов типа 1135.6 и 40 многофункциональных истребителей Су-30МКИ. Первые 10 самолетов уже находятся в сборочных цехах Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) и в течение года будут поставлены индийской стороне. Три Су-30МКИ переданы для испытаний в "ОКБ Сухого", до конца июня к ним должен присоединиться еще один самолет, проходящий тесты в Иркутске.
В конце 90-х годов Москва и Дели вышли на очередной уровень сотрудничества, высшей точкой которого стало подписание в конце декабря 2000 г. контрактов на лицензионной производство танков Т-90С и истребителей Су-30МКИ.
Теперь речь идет о совместном проектировании новой техники, среди которой авиация, системы ПВО, боевые корабли и подводные лодки. К сентябрю-октябрю 2001 г. планируется выйти на подписание соглашения о продаже Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Эта сделка будет включать в себя несколько десятков контрактов, связанных с палубной авиацией (до 60 многофункциональных истребителей МиГ-29К), береговой инфраструктурой и вооружением корабля. И корабль, и его палубные самолеты будут совершенно новыми, созданными совместно с индийскими конструкторами.
Велика вероятность того, что Дели попросит Москву оказать помощь в создании атомного подводного флота. Индия, принявшая принципиальное решение о восстановлении стратегического баланса с КНР, ведет программу строительства своей ядерной субмарины, однако сталкивается с существенными техническими трудностями.
И все же наиболее масштабные перспективные проекты Россия и Индия намечают в сфере авиации. Накануне визита в Москву Джасвант Сингх заявил о необходимости совместной разработки и выпуска российско-индийского самолета.
По информации "НГ", стороны подпишут соглашение о разработке детального плана и технико-экономического обоснования программы создания Ил-214. Этот двухмоторный реактивный самолет сможет перевозить 15-18,5 тонн груза или до 80 десантников (в пассажирском варианте - 100-130 человек). Стоимость серийной машины составит 12-15 млн. долл.
Участниками проекта с российской стороны станут АК им. Ильюшина (конструкторское бюро) и ИАПО (серийный завод). С индийской - корпорация Hindustan Aeronautic Ltd (HAL). Ил-214 может поступить в ВВС РФ (вместо Ан-12, Ан-24 и Ан-26), а также в военную и гражданскую авиацию Индии (вместо Ан-32).