НЕ БУДЕТ преувеличением утверждение, что сегодняшний учредительный съезд СПС является одним из интереснейших политических событий этого года.
Процесс подготовки правых к съезду проходил весьма болезненно.
Гайдар ссорился с Немцовым из-за поста главы федерального политсовета, а фактически - лидерства в партии. Немцов ссорился с Гайдаром. На этом фоне (разделяй и властвуй) появился третий претендент на пост главы политсовета - Алексей Кара-Мурза.
По мере приближения 26 мая некоторые входящие в СПС партии, это признал и Немцов, не гнушались "спускать" телефонные директивы в собственные региональные отделения в соответствии с тем, как дул "партийный ветер". Однако до съезда оставалось не так много времени, и надо было срочно определяться, с кем же "идти". Уж больно большие полномочия даются председателю ФПС проектом устава, который должны будут принять делегаты съезда. Ведь согласно ему фактический глава партии впоследствии будет иметь возможность контролировать назначения и комплектовать партийную иерархию. Точку в споре поставил самолично Анатолий Чубайс. В одном из интервью он отдал свой, надо заметить, решающий голос именно Борису Немцову.
Надо отдать должное Егору Гайдару, но в финальную перед съездом неделю он не позволил себе ни одного скандального заявления, весьма тихо распустил ДВР, хотя даже сорвать съезд ему с разветвленной региональной системой его партии было несложно. Немцов был менее воздержан. К примеру, в интервью нашей газете он прогнозировал СПС смерть, если лидером все-таки станет Егор Гайдар. Неуверенность до последнего момента лидера фракции СПС в Думе в том, что партию отдадут именно ему, была вполне объяснима. И в правой верхушке, и в Кремле, который имеет некоторое отношение к партстроительству, в последние полгода все чаще разводили руками на те или иные действия и заявления Немцова. Тем не менее Чубайс провозгласил, что лучше Немцова нет.
Забавно, что накануне съезда в беседе с корреспондентом "НГ" ряд представителей СПС заявили, что в их организациях вообще забыли о такой проблеме, как противостояние Немцов-Гайдар, и вовсю сосредоточились на вопросе структуры партии и корректировке "авторитарного" устава. Так что единственное, что может помешать ему стать лидером партии, это маловероятный демарш региональных организаций, которые не захотят утвердить в уставе этот пост вообще. Кстати говоря, неопределенность позиции делегатов от регионов также до последнего момента заставляла нервничать Бориса Ефимовича. Именно от отделений в субъектах шли поправки в устав, которые значительно урезали полномочия главы ФПС и членов политсовета, поскольку в случае принятия главного документа партии в нынешнем виде региональщики фактически становятся игрушками в руках ФПС. По некоторой информации, настрой делегатов от субъектов до последнего момента был отнюдь не "немцовский". И снова, по некоторой информации, на руку Немцову сыграл Чубайс.
Рискнем сделать фантастическое предположение: несмотря на знаковость сегодняшнего события - правые станут полноценной партией, - это не будет переломным событием для СПС, с точки зрения самых больных для СПС вопросов на данный момент, о которых говорилось выше. Вопрос о лидерстве, хоть его скорее всего и решат, останется тем не менее открытым. Этот вопрос вообще, по всей видимости, для правых сейчас непринципиален. И чем безболезненнее будет обсуждение вопроса Гайдара-Немцова-Кара-Мурзы, тем с большей долей вероятности можно будет утверждать, что фигура Немцова в качестве лидера партии - временная.
Ведь скорее всего не из личных симпатий и не из объективных сопоставлений с политкачествами других лидеров СПС исходил Чубайс, когда фактически провозглашал Немцова лидером. Была заявка на объединение правых. Была заявка на проведение съезда. Была заявка на создание мощного правого крыла. И позволить амбициям тех или иных лидеров разрушить этот проект означало бы на долгое время поставить на правых крест. Кстати, выбор конкурента Борису Немцову - Егора Гайдара - отчасти доказывает тот тезис, что Немцов - фигура временная. При всех талантах Егора Тимуровича и его личного вклада в правое дело в качестве единоличного лидера партии его кандидатура еще менее бесспорна, чем самого Немцова.
Правые - это, конечно же, не "Единство". Но провести параллель между двумя партиями, претендующими на звание "главных" в России, будет все-таки уместно. Достаточно вспомнить, как строилось "Единство". Тихо, практически без всяких сенсационных решений "медведи" преобразовались из общественно-политического движения в партию. Сергей Шойгу при этом сохранил звание лидера. Сейчас "Единство" объединяется с "Отечеством", и, думается, ближе к следующим думским выборам вопрос о лидерстве встанет в полную силу.
Как и в свое время у "Единства", у СПС на данном этапе проблемой номер один является сам факт создания партии. Поскольку оба образования не являются партиями вождистского типа, вопрос лидерства не стоит так остро, как мог бы. И все проблемы СПС привносятся отчасти несовершенством партийной системы в России как таковой. Попытки структурировать политполе с помощью закона о партиях, что само по себе неплохо, тем не менее не способны решить в одночасье главного для любой партии вопроса - где взять доверие избирателя. И когда оно действительно потребуется под думские выборы, тогда у СПС с его достаточно специфическим электоратом (на данный момент) и возникнет реальная проблема с руководителем партии. И Чубайс, утверждающий, что при всем богатстве выбора политзвезд в СПС альтернативы Немцову нет, прекрасно понимает, что это не так. "Кадровый потенциал" у правых, пожалуй, самый большой среди всех российских партий.
Так что, если Чубайсу до съезда удалось растолковать тем же региональным отделениям, а также отдельным лидерам СПС "политику партии" и если у них не сдадут нервы, обещанных и Егором Гайдаром, и Борисом Немцовым сюрпризов на съезде может и не быть. А жаркая и долгая дискуссия - не есть нечто экстраординарное - это признак нормального партстроительства.