ВЧЕРАШНЕЕ заседание Совета Федерации стало во многом беспрецедентным. Группа поддержки президента "Федерация" впервые продемонстрировала результаты своей работы на практике - абсолютно все заключения относительно голосования за конкретные законопроекты, выработанные ею, были воплощены в жизнь большинством сенаторского корпуса. Интересно, что, к примеру, по одному законопроекту ("О валютном регулировании") решение "Федерации" противоречило и точке зрения правительства, и заключению профильного комитета СФ. Кроме того, по закону, временно ограничивающему экспорт лома цветных металлов, мнение группы совершенно не совпадало с позицией многих регионов, ратовавших за его принятие. Именно поэтому вчерашний день четко показал, что обновившийся состав верхней палаты парламента уже вполне демонстрирует некоторую свободу от регионального давления, отнюдь не собираясь становиться "машинами для голосования".
В этом смысле весьма знаменательным событием стало выступление президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который прощался вчера с Советом Федерации в связи с прекращением полномочий члена СФ. Он грустно посетовал на то, что прежний состав верхней палаты так и не выполнил своей главной задачи, поскольку ему не удалось выработать принципы федерализма и его практической реализации. С этой проблемой, по мнению Шаймиева, Совет Федерации не справился, возможно, "из-за нехватки характера". Похоже, что с "характером" у нового состава СФ проблем пока не возникает. Это показало и рассмотрение одного из первых законопроектов - предстояло преодолеть вето президента на закон, временно ограничивающий экспорт лома цветных металлов. За закон проголосовали лишь 74 сенатора, при необходимых 126. Интересно, что еще работающие в верхней палате главы регионов и законодательных собраний субъектов в большинстве своем высказывались за принятие документа, суть которого состояла в том, что с помощью запрета на экспорт якобы удастся решить проблему воровства цветных металлов. При этом мнение группы "Федерация" состояло в том, что в законодательном порядке с этим наболевшим вопросом справиться не получится, а предлагаемый вариант его решения лишь добавит России проблем с мировым сообществом. В результате жесткой дискуссии, в которой принял участие вице-премьер правительства Илья Клебанов (выступивший против преодоления вето), сенаторы все-таки ограничились принятием обращения к президенту с предложением утвердить комплекс соответствующих мер.
Вчера же СФ большинством голосов принял Закон "О чрезвычайном положении", дающем определение этого понятия, порядок его введения, меры и временные ограничения, применяемые в условиях ЧП. Согласно документу, оно вводится указом президента, который должен быть утвержден Советом Федерации не позднее чем через 72 часа с момента обнародования указа. Основанием для введения ЧП служат обстоятельства, представляющие собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю России, а главе государства в исключительных случаях предоставляется право принимать решения по привлечению Вооруженных сил к обеспечению режима чрезвычайного положения. Доводы группы "Федерация" оказались действенными и в случае с законом, вводящим единый налог на сельхозпроизводителя. Сенаторы даже отказались от создания согласительной комиссии, мотивировав это решение тем, что понятие "сельхозпроизводитель" слишком растяжимое, что может дать излишние льготы тем предприятиям, которые в них не нуждаются.
Еще одним важным документом, который был принят на вчерашнем заседании, стали изменения в законе о воинской обязанности и военной службе, согласно которым ряд лиц, обучающихся в высших и средних учебных заведениях, получают отсрочку от призыва на военную службу, но по достижении ими 20 лет. Как и предполагала "НГ", вчера сенаторы отклонили и поправки в закон о статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, который должен был решить проблему финансового обеспечения новых членов СФ. Однако вышедший из-под пера депутатов нижней палаты парламента документ настолько возмутил представителей регионов (он добавлял думцам лишние привилегии), что был отклонен большинством голосов с предложением создания согласительной комиссии.
Таким образом, промежуточные итоги работы группы "Федерация" выглядят весьма убедительно. В беседе с корреспондентом "НГ" один из руководителей группы Михаил Маргелов отметил, что ее точка зрения была учтена по всем вопросам повестки. При этом группе не понадобилось ни "давить" на сенаторов, ни особо спорить с регионами. Непростой "характер" сенаторов вчера пришлось почувствовать на себе даже Кремлю. По информации из наших источников, кандидатура бывшего вице-премьера Вадима Густова, утвержденного членами СФ на пост председателя комитета верхней палаты по делам СНГ, не устраивала администрацию президента. Для того чтобы уговорить сенаторов сменить его кандидатуру на другую, на заседание комитета прибыли даже кремлевские представители, которые порекомендовали проголосовать против Густова. Однако кремлевская интрига закончилась провалом. Вадим Густов был утвержден в новой должности.