СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ реформа все прошедшие десять лет двигалась судорожными скачками, и нынешний ее этап не стал исключением, хотя ряд законодательных инициатив, выдвинутых кремлевской администрацией в ходе подготовки судебной реформы, и будет внесен в Думу до конца весенней сессии.
Судя по итогам деятельности рабочей группы под руководством замглавы президентской администрации Дмитрия Козака, в отношении судейской системы реализуются одновременно два сценария, обсуждавшиеся в рамках семинаров Центра стратегических разработок, который курировал нынешний министр Герман Греф. Квалификационные коллегии, суды общей юрисдикции и арбитраж явно реформируются по плану "большой перемены", а вот Конституционный суд стал ареной для "малой модернизации".
В течение полутора лет деятельность КС повторно подвергается коррекции. Осенью через Думу прошел законопроект, уравнивающий сроки пребывания конституционных судей в должности. И уже тогда в КС были несколько озадачены этими поправками, составленными в Главном правовом управлении при кремлевской администрации. Новый же проект поправок содержит сразу два направления: модернизация процедуры рассмотрения дел для ускорения судопроизводства и выстраивание системы, обеспечивающей исполнение решений КС.
Когда в 1994 г. заново, с учетом правоприменительной практики создавался закон о КС, было не только увеличено число судей, но и созданы две палаты, так что прохождение дел существенно ускорилось. И все равно заявители, чьи дела приняты к рассмотрению, стоят "в очереди" 4-5 месяцев. Сейчас каждое обращение частного или юридического лица в суд рассматривается сначала в секретариате (с точки зрения правильности оформления запроса и предоставления необходимых документов), а затем на пленарном заседании всех 19 членов КС. Если обращение было отклонено, то каждому заявителю и секретариат, и пленарное заседание неизменно отправляют ответ, и именно эти отказы составляют 95% всех дел, рассматриваемых структурами КС. Аппарат секретариата (более 200 человек) в данной ситуации работает в режиме справочного бюро, а в рамках пленарного заседания в ходе обсуждения создаются отказные определения, которые в некотором смысле не только содержат правовые позиции, но и решение проблемы заявителя. Теперь же в Кремле предлагают изменить порядок принятия решений о допустимости рассмотрения жалоб в КС, изучая представленные материалы не на пленарном заседании, а малыми коллегиями в составе 3 судей.
В самом КС мнения разделились: одни источники "НГ" полагают, что нововведение разгрузит судей от многодневных пленарных заседаний, другие эксперты, напротив, считают, что прохождение дел замедлится, а кроме того, понизится уровень объективности принятия решений. В самом деле, оказать давление на 19 судей практически невозможно, а вот уговорить двоих из троих намного проще. Кроме того, ускорение процесса подготовки отказных определений существенно ослабит "околонаучную" среду, сложившуюся в действующем суде, а ведь для КС равно важны и конкретный контроль (приложение нормы к реальной ситуации), и абстрактный контроль за законодателем в сфере законотворчества. Нельзя забывать, что и постановление КС, имеющее силу закона, и так готовится быстрее, чем аналогичные законопроекты в Думе. Есть некоторые подозрения, что это новшество было механически скопировано с той части процессуального законодательства, которое должно будет разрешить проблемы уголовно-исполнительной системы.
Что же касается второй части поправок в Закон "О Конституционном суде", то не совсем ясно, зачем вносить поправки именно в этот нормативный акт. Обеспечение исполняемости решений КС с самого начала и так находилось не в ведении судебных приставов, а под контролем исполнительной власти. Проект возлагает ответственность на правительство (скорее всего на Минюст), Госдуму, глав субъектов Федерации и региональные законодательные собрания в течение 2-6 месяцев вносить в законодательные органы соответствующие законопроекты или коррективы в действующие нормы. Скорее всего новый механизм контроля за правовым пространством будет использоваться избирательно для воздействия на "несознательные" регионы, которые под различными предлогами затягивают исполнение решений КС.