МОСКОВСКАЯ городская Дума скоро в прямом смысле станет дублем Совета Федерации, а отношения представителя в верхней палате от столичного парламента с последним будут регулироваться договором работодателя и нанимаемого. Именно такие предложения подготовил спикер МГД Владимир Платонов в виде проекта постановления, которое планируется принять за основу уже в следующую среду. Напомним, что по новому закону о порядке формирования Совета Федерации в июле Московская городская Дума будет обязана озаботиться тем, кто же будет представлять ее интересы на федеральном уровне - в верхней палате парламента.
Нынешний СФ сменил состав уже практически на четверть, однако все законодательные собрания регионов и губернаторы, уже делегировавшие в верхнюю палату своих представителей, до сих пор не позаботились о том, с помощью каких законодательных механизмов они будут его контролировать. Столь плачевная ситуация настолько впечатлила главу МГД, что он, похоже, решил хотя бы на своем, московском поприще попытаться максимально ее исправить. Судя по представленным предложениям, и самой столичной Думе, и делегату от МГД в Совете Федерации придется несладко. Взаимоотношения прописаны максимально жестко. Взять хотя бы пункт, регулирующий механизм отзыва представителя из СФ. Согласно ему, в числе прочего, Московская Дума вправе будет досрочно прекратить полномочия делегата в верхней палате парламента, в том числе и в случае "невыполнения членом СФ поручения МГД". В свою очередь, само поручение оформляется решением столичного парламента и является "обязательным для исполнения представителем МГД в Совете Федерации указанием о голосовании в СФ по вопросам работы в Совете Федерации". Делегат от Мосгордумы будет обязан отчитываться за каждое свое голосование, а в случае отсутствия поручения от нее обязан воздерживаться от волеизъявления вообще. При этом, однако, нет ни слова о том, как же представителю вести себя в период работы согласительных комиссий. Законодательные последствия, которые последуют за этими требованиями, еще интересней. Ведь для того, чтобы дать поручение, МГД необходимо его согласовать и принять на своем пленарном заседании большинством голосов, а только потом оформить. Заметим, что речь идет о решениях по федеральным законам на уровне СФ, которые отныне (по крайней мере этот вывод напрашивается сам собой) будет параллельно рассматривать Мосгордума. При этом фактически дублируя работу Совета Федерации.
Столь комичная ситуация усугубляется еще и тем, что некоторые правовые акты иногда поступают в СФ от главы государства дней за пять до пленарного заседания. Стоит вспомнить и о том, что Владимир Путин предложил на утверждение сенаторам кандидатуру Владимира Устинова на пост генпрокурора вообще за час до начала заседания. Между тем Платонов не скрывает, что намерен "насадить" подобную практику согласования решений во всех законодательных собраниях РФ. Если ему это действительно удастся, то сенаторы, согласно постановлению, просто обязаны будут воздерживаться от голосования под страхом отзыва. И тогда назначить, к примеру, нового генпрокурора президенту будет весьма проблематично - его кандидатура просто не наберет необходимого количества голосов. Подобного рода обязанности могут сильно осложнить жизнь Мосгордуме, которая автоматически превратится в уменьшенную копию Совета Федерации, одновременно работая над московским законотворчеством. Но вчерашняя дискуссия в МГД показала - документ все же будет принят за основу "при любой погоде".
Не менее сложная судьба ожидает депутатов столичного парламента в период выбора кандидатуры своего сенатора. А ведь кандидатом по закону сможет стать любой россиянин, который увидит опубликованное в газете объявление, призывающее подать заявку на участие в выборах представителя в СФ от Мосгордумы. Можно представить, сколько работы в таком случае прибавится ведомству Владимира Платонова. Но на этом процедура не заканчивается - после того как депутаты МГД наконец выберут самого достойного, ему придется подписать самый настоящий договор о приеме на работу. Так что формулировка "сенатор уволен" скоро, думается, станет весьма расхожей.