До сих пор под пристальным вниманием юридического сообщества находились споры между правоохранительными силовиками (МВД, Генпрокуратура), судьями и администрацией президента. В отличие от других заинтересованных в судебной реформе ведомств адвокатура вела полемику достаточно сдержанно. Тем более что и возможностей было немного: ни один из адвокатов не был включен ни в группу Козака, ни в группу по разработке УПК (который также существенно меняет роль адвокатуры). И все же доработанный вариант закона "Об адвокатуре" будут обсуждать в нижней палате парламента одним из первых.
Сейчас проект "Об адвокатуре" проходит экспертизу в Минюсте. Впервые его вносили в Думу еще шесть лет назад, законопроект прошел первое чтение и "завис". Одной из причин задержки стало отсутствие четкого представления о структуре органов адвокатского сообщества. Как известно, в настоящее время в каждом субъекте Федерации действуют два вида коллегий - традиционные и альтернативные, всего 143 объединения. Если сначала формирование различных коллегий было прогрессивным явлением, то с течением времени новые коллегии стали формироваться по принципу: "Против кого дружим" или же для тех адвокатов, которых исключали из традиционных объединений. Предпринимались попытки преодолеть разрозненность адвокатского сообщества при помощи межрегиональных ассоциаций, однако, коллегия, расположенная в другом субъекте Федерации, не в состоянии контролировать свои юридические консультации в регионах.
Реально же сплотить ряды адвокатура смогла только после активизации Кремля, и в конце прошлого года четыре самых крупных профобъединения создали федеральный координирующий орган самоуправления - Федеральный совет адвокатуры РФ. Видимо, именно он и станет основой для формирования новой структуры, согласно законопроекту, подготовленному группой Козака. Предполагается, что в каждом субъекте РФ будет создана только одна Палата адвокатов, а различным коллегиям позволят существовать как неформальным общественным организациям. Сразу же после принятия закона разработчики предлагают Минюсту созвать первый съезд. Для вящей беспристрастности предлагается даже делегатов на такой съезд отбирать по случайному принципу: каждого десятого по алфавиту, из списков зарегистрировавшихся в новых палатах.
Согласно Основному закону, каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, причем в ряде случаев эта помощь предоставляется бесплатно (социально незащищенным категориям граждан, а также по назначению следствия и суда через юридические консультации). Частично государство компенсирует услуги бесплатных защитников, но представители Федерального совета адвокатов неоднократно жаловались, что не все ведомства (а средства идут одновременно через Генпрокуратуру, МВД и судебный департамент при Верховном суде) выполняют свои обязательства, хотя для провинциальных адвокатов это зачастую почти единственный источник заработка. В группе Козака решили, что оказание бесплатной юридической помощи гражданам будет компенсироваться налоговыми льготами - вычетами из налогооблагаемой базы на сумму представленных услуг. Однако адвокатура хотела бы также, чтобы в качестве дополнительных гарантий им были безвозмездно переданы помещения под юрконсультации.
Одновременно будет несколько усилен контроль: в новые квалификационные комиссии адвокатуры будут включать представителей Минюста и судов, а также ученых-юристов. Тем не менее полномочия Минюста по надзору за соблюдением адвокатами законодательства весьма ограниченны, поскольку территориальные органы Минюста могут только вносить представления о нарушениях в палату. Поэтому в ведомстве Юрия Чайки предлагают дать еще возможность министерству направлять представления о возбуждении дела о дисциплинарной ответственности адвокатов.