РОСТ использования черных пиар-технологий в предвыборных кампаниях, особенно губернаторских, достиг небывалых размеров. Иногда кажется, что остановить эту лавину компромата, обрушивающуюся на головы избирателей через СМИ, просто невозможно. Так же, как и найти виновников происходящего. Проще всего, конечно, говорить о несовершенстве избирательного законодательства, особенно в той его части, которая касается регулирования предвыборной агитации. Не последним виновником по инерции называют и Центральную избирательную комиссию, на которую и депутаты Государственной Думы, и общественные организации возлагают основную ответственность за выборы. Что вполне объяснимо - в последнее время именно Центризбирком берет на себя основные функции разработки законов, касающихся избирательного процесса. Это и закон о политических партиях, и законы о выборах депутатов и президента РФ. При этом часто забывают, что ЦИК - орган, не имеющий законодательной инициативы, все проекты, разработанные в ведомстве Александра Вешнякова, как правило, проходят через Главное правовое управление администрации президента и затем вносятся на рассмотрение парламента главой государства. Прошедший на днях в Думе круглый стол, посвященный вопросам регулирования предвыборной агитации, показал, что даже депутаты считают именно ЦИК главным борцом с процветанием черного пиара. Более того, парламентарии пришли к мнению, что вряд ли можно вообще противостоять этому явлению, если заниматься агитацией только в период кампаний. Некоторые думцы высказали мнение, что необходимо разработать и принять специальный закон о политической агитации, который бы выходил за рамки выборного периода и контролировал деятельность партий в этой области безостановочно.
Однако у самих центризбиркомовцев на этот счет существует совершенно иная точка зрения. В беседе с корреспондентом "НГ" член ЦИК, занимающийся проблемами предвыборной агитации, Сергей Большаков пояснил, что данное предложение не оправдано хотя бы потому, что компетенция самой Центральной избирательной комиссии по закону ограничивается лишь регулированием именно избирательных отношений. То есть с того момента, когда выборы объявлены, и до момента, когда утверждены результаты голосования. Поэтому, по словам Большакова, если Государственная Дума того пожелает, заняться разработкой подобного закона депутатам ничто не мешает.
По словам Большакова, черный пиар - это не столько вопрос избирательного законодательства, сколько профессионализма налоговых и правоохранительных органов. Они в отличие от ЦИК обладают гораздо большими полномочиями. Сергей Большаков категорически не согласен с мнением, что Центризбирком ничего не предпринимает для того, чтобы поставить преграду грязным избирательным технологиям. По его словам, делается немало, и примером, в частности, могут служить поправки в Закон "О гарантиях избирательных прав граждан...", подготовленные недавно в ЦИКе. Они содержат радикально новое понимание понятий "агитация" и "информирование". Согласно документу, признаками "информации" являются "объективность, сбалансированность, достоверность, равенство кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков". А "предвыборная агитация" - это деятельность, побуждающая к голосованию "за" или "против", тогда как раньше - "побуждающая к участию в выборах и к голосованию "за" или "против" кандидатов". Агитацией также является деятельность, "имеющая цель побудить к голосованию за гражданина". Формулировка "гражданин" в данном случае выбрана не случайно, ведь после объявления начала избирательной кампании не зарегистрированный кандидат расценивался как человек, который сейчас не подпадает под действие закона. Соответственно агитировать за себя недозволенными методами и не привлекаться за это к ответственности ему никто не запрещает до момента регистрации. Внесение поправок должно способствовать упорядочиванию агитационной деятельности будущих кандидатов на начальном этапе кампании.
Впервые обозначены более жесткие требования к опубликованию всевозможных рейтингов и результатов опросов. Согласно проекту, агитацией также считается информация о кандидате, не связанная с его профессиональной деятельностью. Что фактически обязывает кандидатов официально из избирательного фонда оплачивать участие в телепередачах типа "Герой дня без галстука". Кроме того, интересно отметить те требования, согласно которым запрещена агитация, оплаченная из средств других кандидатов. Это, по мнению Большакова, позволит избежать случаев, когда на выборах регистрируются "вспомогательные" кандидаты, не имеющие намерений вступать в серьезную борьбу, но имеющие возможность с помощью СМИ лестно отзываться о кандидате "с серьезными намерениями". Среди других новшеств, призванных попортить жизнь сторонникам применения административного ресурса, - запрет агитировать лицам категории "А", а также запрет на использование изображения другого лица в материалах кандидата без его письменного согласия. Что, как можно вспомнить, до некоторых пор являлось весьма популярным трюком - изображенные на листовках и кандидаты в губернаторы, и лидеры избирательных списков то и дело пожимали руку Владимиру Путину или кому-либо из полпредов президента.
В случае принятия этих поправок парламентом уже нельзя будет сослаться "на мнение физического лица", что тоже часто являлось проверенным средством завоевания симпатий электората без ссылки на официальный документ. Программа объединения, согласно предложениям ЦИК, тоже отныне станет агитационным материалом. Не пройдет не оплаченным из избирательного фонда и референдум. Более того, согласно разработанным поправкам, кандидаты не могут быть объектом лотерейной деятельности, что запретит обнародование результатов разнообразных "политтотализаторов", которые в ЦИКе считают "манипулятивным" средством. Приравнена к агитации и реклама коммерческой деятельности кандидата. Вполне возможно, что с принятием Госдумой предложенных ЦИКом поправок информационным войнам и черному пиару будет поставлен вполне реальный заслон, не требующий принятия дополнительных законодательных актов.