Вчера в Министерстве обороны состоялась череда новых назначений и перемещений руководящего состава Вооруженных сил, которая, по всей видимости, будет иметь весьма далеко идущие для жизни армии последствия.
Об этом в первую очередь говорит назначение главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковника Николая Кормильцева заместителем министра обороны и состоявшееся решение о существенном перераспределении функций между Генеральным штабом и главным командованием СВ. Как известно, в советские времена этот главкомат оперативными функциями наделен не был и реальной властью по отношению к частям и соединениям СВ, в общем-то, не обладал. В своей служебной деятельности он замыкался исключительно на вопросы боевой подготовки войск и формирования резервов на военное время.
Таким образом, имелся главнокомандующий СВ, который фактически ничем не командовал, был главный штаб, не руководивший войсками, и, наконец, существовало оперативное управление, которое не разрабатывало никаких операций. Фактически главкомат СВ до 1997 г., несмотря на то что отвечал за весьма важный круг вопросов, полноценным органом оперативного управления войсками не являлся. Функции оперативного планирования и непосредственного управления военными округами были прерогативой Генерального штаба. Главком СВ царствовал, но не правил. А вот "сражения" за перераспределение функций в той или иной форме между Генштабом и ГК СВ были всегда.
Таким образом, по существу, речь идет о первом "секвестре" полномочий Генштаба за всю послевоенную историю Вооруженных сил. Недавние кадровые передвижки в Минобороны означают существенное ограничение возможностей и прав начальника Генерального штаба. Реальная власть последнего над Вооруженными силами значительно сократится.
По имеющейся информации, функции одного из ведущих управлений Главного оперативного управления Генштаба - планирования применения и развития Сухопутных войск - передаются недавно воссозданному главкомату СВ. Представить ГОУ Генштаба без него практически невозможно. В Великую Отечественную войну именно оно являлось основой Оперативного управления Генштаба РККА. Лишенный этого важного департамента Генеральный штаб рискует окончательно превратиться в центр разработки "обликов Вооруженных сил" (слоган последнего десятилетия) и многочисленных отвлеченных "концепций" и "рекомендаций".
Наконец, существенному повышению статуса, роли и возможностей нового главкома СВ, заместителя МО Николая Кормильцева будет способствовать и то обстоятельство, что ему планируется переподчинить ряд центральных управлений Министерства обороны. В частности, это относится к Главному управлению боевой подготовки, управлениям начальника командующего ракетными войсками и артиллерией, начальника войсковой ПВО, начальника армейской авиации, начальника войск радиационной, химической и биологической защиты и начальника инженерных войск.
Помимо этого в Минобороны продолжилось перемещение на менее значимые посты и увольнение с действительной военной службы выдвиженцев и сподвижников предыдущего руководителя военного ведомства. Не секрет, что несколько лет назад на наиболее важные должности в Минобороны были назначены выходцы из РВСН. Это относится даже к совершенно незаметному для СМИ начальнику инженерных войск МО РФ генерал-полковнику Николаю Сердцеву, не говоря уже о кадровиках и финансистах, оседлавших наиболее значимые должности, контроль над которыми и означает реальную власть в Вооруженных силах.
Перечень можно продолжать довольно долго, однако в первую очередь это касается главнокомандующего РВСН генерала армии Владимира Яковлева. Этот военачальник до недавнего времени планировал быть вторым человеком в Вооруженных силах, заняв специально придуманный для него пост первого заместителя Минобороны - главнокомандующего объединенными стратегическими ядерными силами. То, что вместо главнокомандующего РВСН Владимира Яковлева назначен просто командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов, может на практике означать только одно - в ближайшее время Ракетные войска стратегического назначения будут преобразованы из вида ВС в род войск. Таким образом, предрешена и участь оперативных объединений в РВСН - ракетных армий, которые теперь получат явно другой статус (вполне возможно, они будут переформированы в районы базирования или ракетные базы). Ходят слухи, что Владимиру Яковлеву будет предложена должность начальника Военной академии имени Петра Великого.
Как считают многие, "на выход" надо готовиться еще одному человеку маршала Сергеева - начальнику военного образования генерал-лейтенанту Анатолию Сидоренко, выдвинутому на этот пост с должности начальника Серпуховского военного училища РВСН.
По большому счету некоторую часть вины за столь существенную перетряску центральных органов военного управления можно возложить и на прежнее руководство Минобороны, которое массовым продвижением "ракетчиков" на всевозможные вакансии восстановило против своего вида ВС практически всю армию и флот. Если к этому добавить существовавшие не так давно смелые замыслы о еще более существенном повышении статуса РВСН и предполагавшейся в связи с этим очередной волне выдвижения новых кадров "из шахт", то становится понятным, в чем истинные причины "ракетного погрома". В свое время ракетчикам попросту изменило чувство меры.
Наконец, как это и прогнозировалось военным еженедельником "НВО" - приложением к "НГ", кадровые перемещения коснулись и "ближнего круга" бывшего министра - чиновников пятого этажа белого здания на Арбатской площади. От дел удален помощник Игоря Сергеева генерал-полковник Вячеслав Мелешко. На его место назначен генерал-лейтенант Николай Панков (начальник аппарата секретаря Совбеза).
Как считают многие аналитики, от более масштабных кадровых перемен, причем давно и, более того, объективно назревших, недавно назначенное руководство Минобороны сдерживает только оказавшаяся короткой "скамейка запасных". Однако со временем и эта проблема новым главой военного ведомства может быть решена.