В ПЛАНЕ работы Государственной Думы на апрель так и не оказалось обещанного закона о политических партиях. В связи с этим в кулуарах нижней палаты парламента даже появились слухи о том, что скорее всего рассмотрение проекта будет отложено на осень.
Источники в комитете по законодательству объясняют факт задержки рассмотрения документа, усложняющего жизнь политическим объединениям, тем, что на сегодняшний день поступило более 1,5 тыс. поправок, которые надо хотя бы как-то систематизировать. Между тем член комитета, депутат от СПС Борис Надеждин уверил корреспондента "НГ" в том, что беспокоиться относительно отложения рассмотрения закона о партиях на осень не стоит, а Совет Думы может в любое время включить документ, регулирующий деятельность партий, в повестку очередного пленарного заседания. По его словам, ни о каком "отбое" со стороны Кремля не может быть и речи.
Да и источники в Кремле утверждают, что в президентской администрации нацелены на то, чтобы завершить рассмотрение закона во втором чтении в Думе уже в апреле. Единственное, что беспокоит кремлевских чиновников, это все то же пресловутое количество поправок, представленных к закону. Оно в этом смысле ставит закон о партиях на второе место после закона о бюджете. Именно поэтому уверенности в том, что закон будет принят в этом месяце, нет.
Подготовленная сравнительная таблица принципиальных поправок к проекту закона явно демонстрирует, что во внесении каких-либо изменений в него по-прежнему заинтересованы лишь фракции СПС, "ЯБЛОКО", "Российские регионы", "Отечество" и ряд независимых депутатов, к примеру, особо отличившийся в этом смысле Владимир Рыжков. "Союз правых сил" полагает, что партии должны участвовать только в федеральных выборах. "ЯБЛОКО" предлагает к этому положению добавить еще и возможность создания региональных партий. Фракция "Российские регионы" также считает, что имеют право на существование и общероссийские, и местные партии, а "Отечество" настаивает на участии в выборах только федеральных структур. Владимир Рыжков и Владимир Лысенко, кроме свободы участия в кампаниях партий всех уровней, предлагают и возможность создания для них избирательных блоков с участием иных общественных объединений. Что касается численности политпартий, то ЯБЛОКО" предлагает "не менее 15 членов в региональном отделении", а депутаты группы Олега Морозова - от пяти до десяти тысяч общей численности и от 50 членов в отделениях на местах. При этом практически все полагают, что необходимо исключить из закона пункт о приостановлении деятельности политической партии, а также ее региональных отделений.
Если говорить о предложениях по механизму ликвидации, то СПС считает, что нужно изъять из проекта сокращение численности как основание для запрета структуры для тех, кто получил более 3% голосов. "ЯБЛОКО", "Отечество", "Российские регионы" и "Единство" считают нецелесообразным ликвидировать партию за неучастие в выборах. А Рыжков и Лысенко предлагают убрать из закона пункт, согласно которому партия ликвидируется за неустранение в течение шести месяцев оснований для вынесения предупреждения.
Но самое интересное заключается в том, что системные поправки к законопроекту не представили депутаты КПРФ, "Единства", "Народного депутата" и ЛДПР. По мнению Надеждина, Дума, учитывая подобный расклад в отношении к законопроекту, скорее всего отклонит все принципиальные поправки. Проблема может возникнуть только с исключением региональных партий, где необходимо набрать 300 голосов.