0
862
Газета Политика Интернет-версия

18.04.2001 00:00:00

Россия и Белоруссия объединяют военную мощь

Тэги: интеграция, россия, белоруссия, союз, оборона


интеграция, россия, белоруссия, союз, оборона

В НАЧАЛЕ этой недели министр обороны России Сергей Иванов обсудил на переговорах в Минске перспективы военного сотрудничества с союзником - Белоруссией. Основной целью визита главы российского военного ведомства было наполнение конкретным содержанием военной части Договора о Союзном государстве.

На заседании совместной коллегии военных ведомств двух стран рассматривались различные аспекты военной доктрины Союзного государства, проблемы унификации законодательства Белоруссии и России в военной области, функционирования региональной группировки войск двух государств. Не был обойден вниманием и проект совместной программы единой системы топогеодезического обеспечения региональной группировки войск Союзного государства.

Главный вопрос, ответ на который не мог не прозвучать на совместной коллегии: на какой исторический вызов отвечает военный союз двух славянских государств? При формулировании совместной позиции военных ведомств двух стран принималось во внимание следующее. Продолжаются усилия по навязыванию однополярного миропорядка, проведению военных акций в обход Совета Безопасности ООН, нарушению сложившегося стратегического равновесия в мире. По периметру нового государственного образования все еще имеются тлеющие, а то и открытые вооруженные конфликты.

По-прежнему остаются причины для территориальных, социально-экономических, политических и национально-этнических конфликтов. Отмечено, что значительную угрозу для безопасности России и Белоруссии представляет сегодня трансграничный характер новых угроз и вызовов, таких, как международный терроризм, религиозный экстремизм, опасность распространения оружия массового уничтожения, незаконный оборот обычных вооружений, наркотиков.

Таким образом, если попытаться сформулировать геополитические источники потенциальных угроз для недавно созданного Союзного государства, то реально вырисовываются три важных направления, потенциально опасных для нового государственного образования, несущего к тому же определенные обязательства в рамках Договора о коллективной безопасности с рядом стран СНГ.

Это, в частности, мощный военный потенциал блока НАТО и постоянное стремление альянса к собственному расширению за счет включения в свой состав очередных восточноевропейских и балтийских стран. Десятки дивизий, оснащенных самым современным вооружением, сотни боевых кораблей и тысячи самолетов НАТО, находящихся в высокой степени боевой готовности, объективно представляют собой взведенный курок, который может быть спущен в любое время.

Очевидна и опасность, исходящая от продолжающихся межгосударственных и межэтнических столкновений на Кавказе и в Закавказье. Неурегулированные конфликты представляют собой серьезную угрозу для стабильности в этом регионе. Отметим, что в Закавказье находится еще один естественный союзник России - Армения, государство - участник Договора о коллективной безопасности.

Наконец, военно-политическая обстановка в Центрально-Азиатском регионе, который иногда образно характеризуется как зона распространения насилия, также чревата возможным обострением, что может потребовать от Союзного государства (в рамках ДКБ) принятия согласованных мер по подавлению вылазок вооруженных экстремистских группировок, опирающихся на поддержку со стороны международных террористических центров.

Таким образом, вся совокупность складывающихся обстоятельств объективно вынуждает к дальнейшим шагам по пути интеграции России и Белоруссии в области обороны. Укрепление военной организации Союзного государства может позволить в кризисной ситуации осуществить крайне необходимый маневр силами, средствами и ресурсами.

Вместе с тем в ходе завершения разработки военной доктрины России и Белоруссии возможны и некоторые промежуточные результаты, появление которых явно нежелательно, считают отдельные эксперты. Отметим, что пока формированием доктринальных установок для Союзного государства занимаются по большей части военные. Отрицательное отношение нашего генералитета к большинству евроатлантических структур хорошо известно. Отдача "на откуп" преимущественно представителям военного ведомства формирования военной доктрины Союза России и Белоруссии, которая, в свою очередь, является стержнем всей военной политики Союзного государства, в этих условиях вполне может привести к существенным осложнениям во взаимоотношениях с Западом.

Нельзя не сказать и о том, что в настоящее время те исторические вызовы и риски, в противовес которым создается военный союз, конкретно, и самое главное - с необходимой степенью детализации, сформулировать достаточно трудно. Отсюда и вполне обоснованные опасения некоторых аналитиков, что это не может не сказаться и на характере будущей военной доктрины: как бы она не оказалась перенасыщенной декларативными фразами о гипотетической военной угрозе, об усилении борьбы с международным терроризмом, борьбы с транзитом наркотиков и т.п.

При формировании стратегических установок нельзя не учитывать и реалии геополитической обстановки в мире в начале нового века. Ближайший сосед Союза России и Белоруссии - Европейское сообщество - обладает населением в три раза большим, чем Союзное государство и ВВП, в десятки раз превосходящим совокупный валовый продукт нового государственного образования. На Востоке - мировая держава номер два - миллиардный Китай с ВВП в 5-6 раз больше российского. Там же и Япония, с населением равным российскому, но неизмеримо более мощной экономикой. Поэтому подключение к российской армии, находящейся в тяжелом кризисе, нескольких десятков тысяч белорусских военнослужащих мало что меняет в мировом балансе сил.

Тем не менее Союз России и Белоруссии может сыграть на все еще неустойчивом постсоветском пространстве свою крайне необходимую роль стабилизирующего фактора и стать признанным гарантом мира и безопасности в этом регионе. Кроме того, у Союза есть реальная перспектива для его дальнейшей трансформации в более широкую систему безопасности на евроазиатском пространстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2158
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1398
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1039
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1360

Другие новости