В Вооруженных силах России с назначением на пост главы военного ведомства Сергея Иванова, без особого преувеличения, наступило время смены эпох. Президент России Владимир Путин, надо полагать, не случайно в своем послании Федеральному собранию практически ничего не сказал о предстоящем военном строительстве. Видимо, довести до общественности замыслы и намерения государства в оборонной сфере предстоит именно Сергею Иванову. Насколько известно, он взял тайм-аут продолжительностью в месяц, чтобы войти в курс дела и наметить план первоочередных задач и мер в области укрепления обороноспособности страны.
Прежде чем говорить о возможных шагах нового министра обороны, следует сказать несколько добрых слов об Игоре Сергееве. Да, ему не удалось по объективным причинам кардинально переломить к лучшему ситуацию в Вооруженных силах. Тем не менее маршал немало сделал для того, чтобы отойти от края пропасти. При Игоре Сергееве была существенно упорядочена внутренняя жизнь армии и флота, в области военной реформы от слов перешли к реальным делам. Несомненной заслугой маршала стали организованное вступление Вооруженных сил во вторую чеченскую кампанию и разгром крупных бандформирований.
Желательно, чтобы первые дела и мероприятия нового министра обороны приобрели морально-нравственную окраску. Тем более что значение нравственного элемента в армии в предыдущую эпоху откровенно игнорировалось. Об этом ярче всего говорит только тот факт, что за все предыдущее десятилетие Вооруженные силы так и не получили новых боевых знамен, отражающих произошедшую в государстве смену ориентиров и ценностей.
Сергей Иванов, вступая в должность, принял из рук Игоря Сергеева штандарт министра обороны. Логичным продолжением этого уже хорошо зарекомендовавшего себя ритуала могло быть вручение в ближайшее время Вооруженным силам стягов нового образца. Сделать это следовало бы в один день, ознаменовав торжество парадом в столице государства и одновременно организовав со сдачей красных знамен исторические "проводы" Советской армии и советской гвардии. Советская армия и гвардия заслужили такую честь всей своей биографией, и подобная церемония позволила бы впервые в истории России таким образом ознаменовать смену исторических эпох в развитии ВС. Помимо всего прочего, этим была бы подчеркнута преемственность в развитии военной организации государства.
Другим важным шагом Сергея Иванова могло бы стать разделение оперативного и административного управления в Вооруженных силах. Хотя об этом говорилось уже достаточно много и даже назначение "штатского" министра обороны связывается с первыми шагами в данном направлении, до ощутимых практических результатов в этом длительном процессе еще очень далеко. Даже дата запуска механизма разделения "властей" имеет все шансы войти в историю Вооруженных сил государства. Одна эта мера способна на порядок поднять боеспособность армии и флота.
Новому министру предстоит, как считают многие эксперты, радикальным образом изменить систему выдвижения офицеров и генералов на вышестоящие должности, чем подорвать сложившуюся за последние десятилетия в Вооруженных силах селекцию командного состава на вышестоящие должности большей частью по отрицательным или кланово-семейным признакам. В армии и на флоте должны быть созданы реальные возможности добиваться вышестоящих постов умом и талантом, на соответствующей конкурсной основе.
Видимо, перед Сергеем Ивановым стоит нелегкая задача: создать в армии и на флоте сержантский и старшинский состав в мировом понимании этого термина. До настоящего времени наши Вооруженные силы не имеют настоящих унтер-офицеров.
Проводив на исторический отдых гвардию советскую, новый министр обороны оказывается перед проблемой возрождения российской гвардии, причем с соответствующим кодексом чести. В силу ресурсных ограничений многие из перечисленных преобразований в масштабе Вооруженных сил одновременно провести не удастся. Возрождение гвардейского корпуса не потребует много сил и средств, но будет выглядеть эффектно. одним словом, неплохо бы дать гвардейцам необходимые привилегии, но главной из них считать - вступить в бой первыми.
Вряд ли целесообразно затягивать учреждение Дня создания Вооруженных сил России.
Что самое главное в этих мерах? Будет положено начало подъему морального духа в Вооруженных силах. Чтобы в армии и на флоте знали - нижняя точка кризиса уже пройдена и начался подъем. Не везде одинаково плохо, а есть части и соединения, в которых уже сегодня многое сделано хорошо и правильно.
Образно говоря, в настоящее время на посту министра обороны шею свернуть очень легко, а войти в историю создателем современной Российской армии - весьма и весьма трудно. Перечисленные гипотетические шаги нового главы военного ведомства имеют все шансы остаться в истории Вооруженных сил. Более того, связываться они могут исключительно с именем Сергея Иванова. Более того, нравственные последствия предпринятых шагов надолго переживут человека, который их сделал.