-АЛЕКСАНДР АЛЬБЕРТОВИЧ, в какой стадии сейчас находится создание фонда "Свободные выборы"?
- Процесс создания еще не завершен, и я надеюсь, что он завершится в течение апреля-мая. Ведь кроме того, что нужно определиться с учредителями, среди которых Центральная избирательная комиссия, Московская государственная юридическая академия, нужно завершить все переговорные процессы, что произойдет в ближайшие дней десять. Тогда состоится собрание представителей учредителей, которых мы видим пока не больше четырех, они утвердят устав, передадут документы на регистрацию, как это предписывает законодательство.
- Каково же все-таки будет назначение фонда? Недавно среди целей создания этой структуры вы назвали противостояние грязным предвыборным технологиям.
- Это одна из его целей. А главное - это защита демократии в России. Поскольку избирательная система - это одна из основ демократии в России, то эта система должна быть демократической, справедливой. Вот на это будут направлены основные усилия фонда. Можно задать вопрос: а разве вы сейчас не занимаетесь этим? Занимаемся. Но в рамках тех возможностей, которые у нас есть как у государственного органа. А мы исходим из того, что задача эта настолько важна и серьезна, что ею должна заниматься не только отдельная государственная структура, но и все общество в целом. Именно через такую форму, как фонд, можно объединить тех людей, те организации, те интеллектуальные силы общества, которые заинтересованы в укреплении и развитии демократии, объединить и финансовые возможности, которыми они обладают.
- Фонд - это почти всегда существенные материальные ресурсы. Как они будут распределяться, на что пойдут основные средства?
- Фонд это не только денежные ресурсы. Но без денег многие проекты просто не реализовать. Хотя если сводить все к тому, что организация создается только для накачивания денег, которые потом будет непонятно куда спускаться, то это совершенно неправильное понимание идеи фонда. Самое главное - это цели, о которых я говорил. Для их осуществления есть разные формы, включая получение финансовой поддержки из числа тех организаций, которые заинтересованы в том, чтобы выборы проводились в России по демократическим стандартам. Я думаю, в этом заинтересована и наша бизнес-элита, поскольку если игра идет без правил, то несомненно кто-то один будет получать определенные привилегии, а кто-то будет оттесняться. В цивилизованном мире принято, чтобы правила были для всех одинаковы. В этом заинтересована и политическая элита, в этом заинтересованы и граждане России. А для того чтобы никто не смог упрекнуть нас в использовании средств на какие-то другие цели, непредусмотренные уставом, будет разработан механизм контроля - прежде всего открытость его работы. Через контрольно-ревизионную службу, совет этого фонда, через, может быть, попечительский совет, в который будут входить авторитетные люди.
- Наверняка в фонд захотят инвестировать средства и коммерческие организации. Возможно, среди них будут и такие, от кого деньги принимать было бы нежелательно. Будет ли разработан некий механизм отбора инвесторов?
- Здесь никакого ограничения, конечно же, не может быть, с одной стороны. Но то, что мы не будем принимать средства на каких-то определенных условиях, - это точно. А если инвестор будет готов поддержать идею, тогда - пожалуйста. Естественно, эти деньги должны быть легальными, с понятного счета, от понятной организации, а не сделанной из воздуха и переданными наличными деньгами.
- Будете ли принимать средства от частных лиц?
- Конечно, это может быть и обычный гражданин, но деньги должны перечисляться на банковский счет фонда. Видите ли, здесь ситуация все же отличается от ситуации во время избирательной кампании. К примеру, средства может перечислить даже анонимное лицо. И почему в таком случае мы должны отказываться?
- Не боитесь, что подобные вложения могут в определенном смысле дискредитировать фонд?
- Дискредитировать нас вряд ли кому-то удастся. Представим ситуацию: человек перечислил деньги, не указав никаких реквизитов, никаких сведений о себе. Но деньги-то к нам поступили. Куда в таком случае фонд должен их отправлять? Гражданину - невозможно, потому что его мы не знаем. В доход государства? А с какой стати? В этом случае какой-то угрозы с точки зрения имиджа фонда я пока не вижу.
- Какие проекты будут первоочередными у фонда?
- Это проекты, связанные с правовым обучением избирателей, подготовкой специалистов по работе в избирательных комиссиях, политических партиях, юридических консультантов.