0
662
Газета Политика Интернет-версия

03.03.2001 00:00:00

Прокуратура оправдывается

Тэги: реформа, система, суд, прокуратура


Практически все представители правоохранительной и судебной систем выступают за проведение реформы. Однако единой позиции по способам решения этой проблемы не было и нет, что и подтвердило прошедшее в середине недели выступление депутата Госдумы Елены Мизулиной. Вчера ей от лица Генпрокуратуры попытался ответить советник генпрокурора Владимир Колесников. Его пресс-конференция наглядно показала, насколько непримиримы позиции реформаторов по отношению друг к другу.

Еще с момента утверждения Верховным Советом первой концепции реформы 1991 г., разработанной под руководством Сергея Шахрая, между различными правовыми институтами идет упорная "подковерная" борьба. Условно можно выделить по крайней мере четыре группы: суды, законодатели (наиболее активна нижняя палата парламента), силовые ведомства (ФСБ, МВД, Генпрокуратура) и так называемые колеблющиеся реформаторы, чьи реальные лоббистские возможности невелики (Минюст, адвокатура, нотариат, Счетная палата), и они периодически примыкают к трем первым участникам процесса. До сих пор судебно-правовая реформа была в основном судебной.

Сотрудничество судов и законодателей было достаточно продуктивным, поскольку думцы, явно ориентируясь на англо-американскую систему судопроизводства, предоставляли в своих вариантах законопроектов значительные преимущества именно судам. Хотя, как напомнил вчера Колесников, в России появились предтечи правоохранительных органов - "разбойные приказы" - уже тогда, когда "в Америке еще были бизоны и индейцы". Советник генпрокурора также настаивает, что именно благодаря специфике российской правоохранительной системы в России раскрывают 8,5 убийства и 5 краж из 10 (в США - 6,7 убийства и 2 кражи из 10).

Эти преимущества (суд дает разрешение на прослушивание телефона, а по проекту нового УПК и санкцию на арест) суды получали в основном за счет Следственного комитета при МВД и Генпрокуратуры. Хотя сбор доказательств является прерогативой органов предварительного следствия и дознания. Колесников считает, что разрабатываемые сейчас нормативные акты фактически приведут к концентрации в руках судов и агентурно-оперативной работы, и предварительного дознания, и ареста, и обвинения, и осуждения. В этом случае, по мнению советника Устинова, суды получают привилегии, которые никак не согласуются с заявленной в концепции судебно-правовой реформы ролью судьи в процессе. Представитель Генпрокуратуры отказывается понимать, как при подобных полномочиях судья, по мнению Елены Мизулиной, может стать "над процессом" и останется арбитром, сконцентрированным на поиске истины.

Оспаривает советник Устинова и правопреемственность концепции реформы: безосновательны, по его мнению, ссылки на эффективность суда присяжных, который в дореволюционной России существовал только в Москве и Санкт-Петербурге (сейчас суд присяжных есть в шести регионах). А решение проблем судебно-правовой реформы Владимир Колесников предлагает начать с обеспечения ресурсами, а не с усложнения структуры судов.

Вообще советник Генпрокурора полагает, что легитимность концепции судебно-правовой реформы 1991 г., на основе которой сейчас разрабатываются все эти нормативные акты, может быть поставлена под сомнение, поскольку она "гласно не обсуждалась". Представители МВД, Генпрокуратуры и ФСБ не принимали участие в ее подготовке. Однако, по словам Колесникова, именно она "вошла составной частью в Конституцию 1993 года".

В то же время руководитель рабочей группы по подготовке нового варианта концепции Дмитрий Козак утверждает, что старый вариант послужил просто основой и президенту будет представлен совершенно новый документ. И, хотя в созданную в декабре прошлого года по поручению Путина рабочую группу по проблемам совершенствования судебно-правовой реформы вошли представители прокуратуры, Владимир Колесников предлагает еще раз изучить и, возможно, пересмотреть всю концепцию и ее принципы, а для этого создать парламентскую комиссию с участием представителей Совбеза. Хотя на деле это предложение может привести и к пересмотру конституционных принципов существования "третьей власти".

Конечно, взгляды Колесникова чересчур радикальны даже для такого консервативного ведомства, как Генпрокуратура. Многие прокуроры, в том числе заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров, принимают самое активное участие в деятельности рабочей группы Козака и подготовке концепции. Однако высказывания советника Устинова показывают, что и прокуратура относится более чем настороженно даже к самой идее реформы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
684
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2417
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1614
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1240

Другие новости