-СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, в чем суть поправок в Закон о средствах массовой информации и в Закон о лицензировании, которые будет готовить рабочая группа Центризбиркома и Минпечати?
- Поправки готовит Минпечати. Что касается нас, то мы хотим довести до их сведения наши пожелания. Существует также наша рабочая группа по изучению ситуации в регионах, поскольку уже и так понятно: средства массовой информации нарушают закон, используя изощренные политтехнологии, что сопровождается квалифицированной юридической поддержкой, используют либо "дыру" в законе, либо действуют на грани допустимого. Причем делают все очень ловко. В регион, где проводятся выборы, "подтягиваются" мощные юридические силы. В качестве примера можно привести случай, когда в одном из субъектов двух представителей ЦИК даже не могли поселить в одной гостинице, поскольку все было забито политтехнологами и московскими юристами. Что касается поправок, то я считаю, что в законе о СМИ отдельные положения все-таки должны быть посвящены выборам. Надо осознать, что есть деятельность средств массовой информации в обычном режиме, а есть выборы, где должно действовать особое правовое регулирование. Если этого не будет, никакой речи о равенстве кандидатов идти не может. Условно говоря, если у меня есть много денег и я скупаю все СМИ в регионе, это, безусловно, влияет на результаты волеизъявления народа. Это недемократично.
- Однако поправка, которая позволит Минпечати за нарушение избирательного законодательства приостанавливать лицензию средства массовой информации, уже вызвала определенное беспокойство не только у журналистов, но и депутатов Госдумы.
- Существует закон о лицензировании отдельных видов деятельности, который предусматривает механизм приостановления лицензии и аннулирование ее через суд. Обладает этими полномочиями соответствующее ведомство, которое лицензии выдает, в данном случае это Министерство по делам печати. Другое дело, что механизм применения норм не разработан. И сейчас развивается совершенно парадоксальная ситуация, когда СМИ заявляют: нам все ваши штрафы не страшны, у нас они уже внесены в смету. Эту проблему надо решать. Журналисты должны наконец понять, что предвыборная агитация это одно, а свобода слова - другое.
- Но закон сам дает повод к разночтениям статей, регулирующих агитацию.
- Мы сейчас готовим поправки в Закон о выборах, где грань между информированием и агитацией будет обозначена более четко. Кроме того, я всегда говорю, что журналисты, пишущие о выборах, должны просто затруднить себя изучением законов. Что касается возможного возмущения, то каждый волен воспринимать все так, как он хочет это воспринимать. Будут и такие, кто напишет об "ужасах", ущемлении свободы слова со стороны ЦИК, поставит все "с ног на голову".
- Законы постоянно совершенствуются, а ситуация в ряде регионов с "грязными технологиями" так и не улучшилась, о чем говорят недавние выборы в Тюменской области. Так, может быть, стоит начать не со СМИ, а с тех, кто, собственно, и "заселяет гостиницы"?
- Речь идет не о том, с кого бы лучше "начать". Нужно добиться того, чтобы все соблюдали закон. И мы иного не хотим, поэтому к СМИ претензии только в той части, где они нарушают закон. То, что кандидаты говорят что-то друг на друга - у них право есть такое. Сейчас СМИ и кандидаты научились так работать, что нарушение закона есть, а кандидат не виноват. В Пскове, например, две телекомпании взяли все на себя. Кстати говоря, есть уже некоторые тенденции к тому, что агитация, построенная на негативе, играет отрицательную роль. Что касается Тюмени, то я считаю, что кампания шла равномерно и ничего там особенного не произошло.
- Напрашивается вывод, что Центризбирком всю вину возлагает на СМИ и просто не хочет замечать тех самых политтехнологов, которые и занимаются "черным пиаром".
- Ничего подобного. Мы сейчас думаем над тем, как их "заметить". Но, пока существует закон, в нем есть субъекты избирательного процесса, среди них есть СМИ, а "пиара" нет. Это люди, которых нет в законе, нет вообще нигде. А средства массовой информации в отличие от этого "неуловимого" политтехнолога, который въехал в гостиницу и съехал из нее, для меня это субъект права. Да, есть большие деньги, но кроме денег должно быть что-то еще. Доброе имя хотя бы. Пиар-компании разрабатывают стратегию, как обойти закон, кандидаты этим пользуются, при этом оставаясь ни при чем. А "крайний" есть всегда. Поэтому и надо думать, как привлечь СМИ к такой ответственности, которую они не будут игнорировать, - приостановить лицензию, а если надо и отозвать.
- В Минпечати эти предложения наверняка вызвали горячую поддержку.
- Ничего горячего. Министерство по делам печати очень бережно относится к СМИ, и в ходе федеральных выборов мы даже имели некоторые разногласия в плане оценки правонарушающей деятельности некоторых телеканалов. Но взаимопонимание достигается, поскольку наши позиции основаны на законе.