Вчера председатели избиркомов субъектов Федерации собрались в ЦИК на совещание, которое вполне можно было охарактеризовать как "публичную порку провинившихся". То, что предвыборная кампания глав субъектов конца 2000 - начала 2001 года стала примером повального использования административного ресурса как Центра, так и местных властей и апогеем применения грязных технологий, - факт уже известный. Вчера же всем виновникам этого пришлось отчитываться перед членами Центризбиркома, главой президентской администрации Александром Волошиным, а также председателями профильных комитетов Государственной Думы.
Впрочем, свою вступительную речь председатель ЦИК начал с вполне обнадеживающих выводов. По его словам, положительной приметой прошедшей кампании по выборам губернаторов явился значительный рост количества наблюдателей, которое увеличилось в два раза. Таким образом, увеличилось и число фактов пресечения попыток фальсификации результатов выборов. Между тем Вешняков отметил, что эта активность оказалась гораздо ниже прогнозируемой. Исправить эту ситуацию, по словам председателя ЦИК, сможет как раз закон о партиях, который будет стимулировать активность политических структур.
Александр Вешняков признал, что зачастую на местах оказывалось явное предпочтение какому-либо одному кандидату, которому предоставлялось больше и телевизионного эфира, и печатной площади в СМИ. По данным Центризбиркома, особенно "отличились" в этом Республика Удмуртия, Владимирская, Курганская и Тюменская области. Абсолютным же лидером стала Курская область - здесь в суд поступило 46 жалоб о нарушениях положений закона, касающихся регулирования предвыборной агитации. При этом Вешняков отметил, что избирательные комиссии в большинстве случаев не смогли правильно оценить ситуацию, вследствие чего СМИ воспринимались только как грязное орудие предвыборной борьбы. Решение этой проблемы ЦИК взял на себя - его председатель заявил, что уже создана совместная с Министерством печати рабочая группа по подготовке поправок в закон о средствах массовой информации и, возможно, в закон о лицензировании отдельных видов деятельности. В частности, одно из положений позволит приостанавливать лицензию СМИ за нарушение норм избирательного законодательства. Видимо, в ЦИКе не боятся того, что это новшество наверняка снова вызовет в кругах общественности возмущение и разговоры об ущемлении свободы слова в России.
Вторая часть доклада Александра Вешнякова была посвящена финансовым вопросам. Оказалось, что ряд комиссий субъектов так и не получили положенные им средства на проведение избирательных кампаний. Это Читинская, Псковская области, а также Корякский, Усть-Ордынский, Коми-Пермяцкий автономные округа. С другой стороны, результаты проверки Счетной палаты выявили перерасход денежных средств и подделку финансовых документов в Рязанской и Пермской областях. По ряду случаев были возбуждены уголовные дела. Особенной критики из уст Вешнякова "удостоились" Московская область и Ненецкий автономный округ, где при проведении различных уровней выборов было допущено рекордное количество нарушений. В заключение Вешняков сообщил о том, что вскоре для контроля над проведением избирательной кампании в регионах будут формироваться временные группы из представителей ЦИК, Минпечати, правоохранительных органов и полномочных представителей президента в федеральных округах.
Тему усиления федерального контроля за выборами продолжил в своей речи глава администрации президента Александр Волошин. Как и предполагалось, основное внимание он уделил необходимости принятия закона о партиях, который позволит активизировать политические силы на помощь государству в решении проблемы "грязных технологий". Однако наиболее интересной рекомендацией, прозвучавшей из уст Волошина, были слова о том, что председателям избиркомов необходимо тесно контактировать с представителями президента в федеральных округах, "которые уже вполне встали на ноги и готовы к взаимодействию".
Фактически все сказанное на совещании еще раз подтвердило тенденцию Центра сделать как можно более управляемой систему избирательных комиссий. Об этом говорит и включение в процесс этого контроля Министерства печати и представителей президента, а также самого ЦИК, с которым, возможно, вскоре местные избиркомы будут обязаны согласовывать собственный состав.