В БЕЛОМ доме вчера не на шутку разволновались. Причиной тому стал обстоятельный рассказ лидера "Народного депутата" Геннадия Райкова о его встрече с Владимиром Путиным.
В изложении Райкова президентские планы относительно правительства выглядят для нынешнего состава кабинета министров действительно неутешительно. Во-первых, со слов лидера "Народного депутата", президент доволен далеко не всеми представителями Белого дома. "Правительство у нас большое, и не все его члены выполняют возложенные на них функции", - процитировал Путина Райков. Во-вторых, характеризуя выводы Путина по этому поводу, депутат привел президентскую фразу: "Кадровые замены будут в обязательном порядке", подтвердив тем самым прогноз "НГ" десятидневной давности (мы и до вчерашних слов Райкова имели новые доказательства того, что отставка состоится, но будет проведена в виде "реформы", однако не возвращались к этой теме, ожидая, когда кто-то публично проговорится).
О возможных перестановках в правительстве в последнее время говорят много. И подтверждения скорых отставок, о которых 31 января писала "НГ", ищут буквально во всем - вплоть до "народных аппаратных примет" (как утверждают старожилы во власти, когда сокращается документооборот между администрацией президента и правительством, а именно это происходит сейчас, жди отставок). Но, пожалуй, это первый случай, когда представитель власти открыто сообщает о том, что замены в кабинете министров неизбежны. Да еще ссылается при этом на самого президента. В Кремле, правда, попытались несколько смягчить комментарий Райкова, заявив, что во время встречи с лидером "Народного депутата" президент лишь подтвердил свое намерение провести структурную реформу правительства. "Конечно, из этого можно сделать вывод, что кто-то лишится своих постов. Но перекройка кабинета министров затевается вовсе не для этих целей", - сказали источники "НГ".
Подобный диссонанс в трактовке встречи вполне объясним хотя бы потому, что президент не самолично высказался по поводу правительства - его слова были доведены до общественности через вторые, а то и третьи уста. И в этом смысле достаточно вспомнить разноголосицу лета прошлого года, когда президент затеял федеральную реформу и часто встречался по этому поводу с губернаторами. Каждый из них, выходя от Путина, озвучивал нечто свое, что, видимо, на тот момент больше всего волновало того или иного регионального лидера. В результате, со слов губернаторов, получалось, что президент наобещал каждому из них вещи, зачастую взаимоисключающие, да еще и временами опровергающие основные постулаты федеральной реформы.
Впрочем, губернаторов, даже учитывая их не самое уравновешенное состояние в тот период, политически неопытными назвать нельзя. И летний комментаторский бум, затеянный региональными лидерами, скорее напоминал демарш с целью замотать федеральную реформу. Комментарий, видимо, использовался тогда как способ воздействия на президента. Отчасти результатом публичного воздействия на главу государства и стало создание Госсовета в том виде, в котором он существует. Хотя изначально планировалось создать компактный орган с привлечением в его состав в том числе и депутатов Госдумы.
Лидер же "Народного депутата" вряд ли готов вести самостоятельную политическую игру, направленную на отставку правительства. И вряд ли он лично заинтересован в замене кабинета Касьянова. Не пройдя должного "коридорного" воспитания в отличие от своих коллег по Госдуме, использующих максимально обтекаемые формулировки в подобных случаях, Геннадий Райков, скорее всего, как, например, полагают в Белом доме, посчитал возможным тут же рассказать все, что запомнил от встречи с президентом.
Интересно и предложение Путина (в изложении Райкова) "не поднимать шум", если решается тот или иной кадровый вопрос. Реформа правительства, как уже, впрочем, писала "НГ", - подходящий способ, чтобы осуществить кадровые перестановки максимально бесшумно - как того хочет президент. Путинский стиль, конечно, подобные намерения характеризуют, только суть происходящего от того, тихо или громко уйдет в отставку правительство, не меняется.