-МИХАИЛ ВИТАЛЬЕВИЧ, ходили слухи о том, что вам была уготована судьба отнюдь не сенатора. Якобы вы, как глава Росинформцентра, должны были вести работу по организации структур, занимающихся СМИ на уровне федеральных округов. В какой стадии находится эта работа и кто теперь этим будет заниматься?
- Это не слухи, это правда. Росинформцентр пытался работать с полномочными представителями президента в части выстраивания отношений с региональными СМИ. Учитывался опыт работы Росинформцентра как некой площадки, находящейся между официальными и неофициальными структурами, как некого стыковочного механизма между прессой и властью. Был открыт филиал Росинформцентра в Нижнем Новгороде - информационный центр Приволжского округа, потом в Новосибирске - информационный центр Сибири. Шла каждодневная работа с четырьмя полпредами - Кириенко, Драчевским, Полтавченко и Латышевым. К сожалению, не было физических сил и возможностей проводить такую работу со всеми полпредами. Координатором от правительства был министр печати Лесин. Когда стало ясно, что я покидаю пост руководителя Росинформцентра и ухожу в Совет Федерации, работа с полномочными представителями была перекинута на холдинг ВГТРК. Конкретно - на РИА "Новости", которое сейчас должно, что называется, подхватить эстафетную палочку.
- В качестве сенатора вас уже назвали членом Совета Федерации нового типа, который будет руководствоваться скорее интересами Центра, чем регионов. Ведь вы живете в Москве и долгое время работали в федеральных структурах. Кроме того, вы являетесь членом политсовета пропрезидентской партии "Единство".
- Для меня совершенно нет никакого противоречия в том, что я живу в Москве, работал в основном в Москве, и в том, что я представляю Псковскую область. Недавно один из представителей нашей "генерации" Александр Торшин уже подарил журналистам термин "наемные менеджеры". И действительно, совсем необязательно родиться в том городе, где находится какое-то крупное предприятие, для того чтобы им успешно управлять. Любой российский регион, даже любое государство подчиняется тем же законам управления, законам менеджмента, что и крупные компании. Ведь главная задача - это выстраивание эффективной системы управления. Когда мы говорим об уровне государства, то имеем в виду необходимость создания эффективного государства с федеральной экономикой, когда говорим о регионе, речь идет о том, что должна быть эффективная экономическая, политическая и социальная система. Надо признать, что стопроцентно эффективная система в Псковской области за годы реформ создана не была. Этому есть масса объективных и субъективных причин. Однако возможности для того, чтобы сделать серьезный шаг вперед, у области есть.
Что же касается отстаивания интересов этого региона, то у меня с ним давние и деловые, и чисто эмоциональные тесные связи. Начиная со студенческих времен, когда я там появлялся в качестве археолога, затем когда был сотрудником американской консалтинговой компании. Мы там делали крупный проект одноразовых систем переливания крови, который работает по сей день. Я совершенно честно могу сказать, что знал экономику Псковской области еще до того, как зашел разговор о моем сенаторстве. Кстати, мой дед командовал Псковский десантной дивизией, и в городе Пскове есть даже улица Маргелова. То есть для меня этот регион отнюдь не случайный.
- Насколько, на ваш взгляд, силен на данном этапе контроль Кремля над процессом формирования верхней палаты?
- Кремль действительно придавал и придает большое значение формированию Совета Федерации. Я считаю, что для президентских структур далеко не безразлично, как живет, как себя ведет парламент. В истории отношений между Советом Федерации и администрацией президента были разные страницы. Я был свидетелем того, как 31 января президент Владимир Владимирович Путин беседовал с Егором Семеновичем Строевым, и у меня сложилось впечатление, что сегодня можно констатировать начало периода совместной работы президента с Советом Федерации. Я хочу отметить, что между Путиным и Строевым не было никакого недопонимания. Люди говорили на одном языке. То же самое я могу сказать о тех, кого называют "сенаторами нового призыва".
- Несмотря на то что и вы сами, и многие эксперты назвали "преждевременными" разговоры о возможности создания фракций в верхней палате, президиум политсовета "Единства" объявил, что партия однозначно ориентирована на свое представительство в будущем Совете Федерации. Да и в нынешнем СФ уже целых два члена этой партии - вы и Сергей Попов. Это наводит на мысль о появлении в сенате политических групп, по крайней мере представителей пропрезидентской партии.
- Давайте говорить совсем честно, не пытаясь никого обижать. "ЯБЛОКО" и СПС, например, - "протопартии" вчерашнего дня. Это некие политические образования, органично соответствующие первому периоду реформ. Поэтому я бы сейчас не стал говорить о них как о реальных политических партиях, которые, конечно, являются политическими силами, но гораздо менее структурированы, чем, скажем, партия "Единство". Что же касается возможности выборов в СФ по партийным спискам, то могу лишь сослаться на Строева, который после встречи с президентом сказал, что такое теоретически возможно лет через шесть-восемь. Не могу с этим не согласиться. В чем всегда было отличие Совета Федерации от Государственной Думы? Он был как бы "надпартийным" органом власти. Я считаю, что это должно сохраниться и сегодня. Другое дело, что в сенат приходят люди со своими политическими убеждениями и взглядами. В свое время на первом съезде народных депутатов России тоже не было фракций, все шли единой командой. Но в процессе того, как люди знакомились, как шла их совместная работа, складывались какие-то формальные и неформальные объединения. Ведь до этого нового "призыва" в Совете Федерации тоже существовали губернаторский клуб и различные региональные ассоциации, которые так или иначе работали вместе, в том числе и на площадке верхней палаты парламента. На самом деле на пути формирования каких бы то ни было фракций и объединений лежит еще и одно чисто практическое препятствие - большинство новых членов Совфеда до сих пор толком и не знакомы между собой. А незнакомые люди вряд ли могут объединиться достаточно быстро.
- Кто из этого нового "призыва" уже мог бы составить вам компанию в Совете Федерации по политическим взглядам?
- Сложно пока об этом говорить. Несмотря на то что мы с Сергеем Поповым члены одной партии, нельзя утверждать, что мы на сто процентов однородны и в круге общения, и в наших воззрениях. Мы представляем тандем, который может сочетать возможности широких контактов и, если хотите, широкого влияния на различные возрастные и политические группы.
- Одной из причин реформы Совета Федерации Владимир Путин назвал в том числе и повышение законодательной активности верхней палаты. Каким образом вы будете взаимодействовать с одноименной фракцией в Государственной Думе?
- Совет Федерации довольно редко выходил с законодательными инициативами. Форма общения верхней палаты с внешним миром, как правило, заканчивалась обращениями и призывами. Такая форма, естественно, конституционна, но непрактична. Понятно, что существует классический образец конструктивной парламентской процедуры - создание согласительной комиссии по какому-то вопросу. Но для того чтобы создать такую комиссию, надо, видимо, сначала внести какой-то законопроект, и чтобы он был отклонен либо нижней, либо верхней палатой. Тогда и начинается соответствующий парламентский процесс. Как члены партии "Единство" мы будем присутствовать на заседаниях президиума политсовета. Кроме того, и у меня, и у Попова в рядах фракции "Единство" есть много личных друзей, и мы ни в коем случае не прервем с ними личный контакт. Ну и, естественно, никто не запрещает нам сверять курс с тем, что делает думская фракция. Ведь партия "Единство" не является тоталитарной сектой. В "Единстве" отсутствует такое понятие, как "партия сказала "надо" - комсомол ответил "есть". Поэтому никакого "выкручивания рук" со стороны партийного руководства я не предвижу.
- Видит ли партия "Единство" какие-то преимущества в том, что законы будут теперь инициированы не только из Госдумы, но и из Совета Федерации?
- Звучит, наверное, солиднее.
- Какие ближайшие действия можно ждать от "Единства" в Совете Федерации?
- Я бы не стал говорить, что будут какие-то действия от "Единства" именно из Совета Федерации. Такая формулировка некорректна. Не надо нас с Поповым воспринимать только как посланцев "Единства". В первую очередь мы посланцы тех регионов, которые представляем. Что касается законов, которые должны быть в ближайшее время приняты, - это закон о партиях и все те кодексы, которые мы не смогли принять за десять лет реформ. Так что тут все лежит на поверхности. Никакого "тайного оружия" у "Единства", "засланного" в Совет Федерации, не было, нет и не будет.