МАССОВАЯ кампания по выборам глав регионов, пик которой пришелся на осень-зиму 2000 года, по всем прогнозам, должна была оказаться во многом беспрецедентной.
Речь идет о совершенно новых условиях предвыборной борьбы - в период процесса укрепления вертикали власти. Если при первом президенте России Кремль предпочитал лишь находить общий язык с "красными" губернаторами, которых при Борисе Ельцине было большинство, а не собственноручно прикладывать усилия к формированию региональной элиты, то от Владимира Путина ожидали совершенно другого. На этот раз интерес представляли те особенности предвыборных региональных кампаний, которые, несомненно, должны были выявиться в условиях, к примеру, образования семи федеральных округов и возникновения института полпредов. Кроме того, разговоры годичной давности о том, что Путин будет делать ставку (в том числе и на выборах в регионах) на представителей силовых структур, которые в таком случае должны были занять больше половины главных постов в регионах, также, по идее, должны были воплотиться в реальность. Однако действительно ли появление нового президента, который "берет процесс в свои руки", ознаменовало собой абсолютную подконтрольность Кремлю региональных выборов?
Несомненно, среди "новшеств" выборного процесса можно назвать и заметную активизацию бизнес-структур, представители которых на этот раз предпочли самостоятельно участвовать в предвыборной гонке, а не поддерживать материально лишь своих ставленников. Хотя, надо отметить, о массовости наплыва представителей этой категории на руководящие посты субъектов пока говорить не приходится. Кроме того, налицо усиление деятельности политических партий на поприще региональных выборов. На этот раз своими политическими и финансовыми ресурсами кандидатам в губернаторы помогали не только коммунисты, как это было раньше, и не только пропрезидентское "Единство" (чего, однако, вполне можно было ожидать), но и представители правого крыла - "ЯБЛОКО" и СПС. Причем зачастую избранный губернатор одержал победу за счет усилий альянса бизнеса, политических организаций разного толка и Центра одновременно. В качестве яркого примера можно привести губернатора Калужской области, который был представлен в СМИ как человек "Газпрома", поддерживаемый КПРФ и "Единством". Почти такая же ситуация сложилась в Воронежской, а также Ульяновской областях, где победил один из силовиков - генерал Шаманов, который сумел заручиться поддержкой не только ряда бизнес-структур, но и тех же "Единства" и коммунистов.
Вышеперечисленные примеры показывают и другую особенность - альянс власти и левых. Итак, что же говорит статистика относительно расстановки сил на выборах по политическому принципу? По итогам состоявшихся за период с 15 октября 2000 года по 14 января 2001 года выборов было избрано 34 главы региона, из которых переизбрано 20 глав администраций исполнительной власти, вновь избранных - 14. Из них 10 губернаторов победили при поддержке КПРФ, 8 - "Единства", один - ЛДПР, и один - "ЯБЛОКА". В остальных же 14 случаях политические пристрастия не были четко обозначены.
Что касается ожидаемого "наплыва" на губернаторские кресла силовиков, то в этом смысле опасениям аналитиков так и не удалось сбыться. Из 34 избранных глав субъектов только три имеют непосредственное отношение к силовым структурам. Это избранный губернатор Воронежской области Владимир Кулаков, который на момент выборов занимал должность начальника УФСБ субъекта. Кстати говоря, среди всех избирательных кампаний эта побила все рекорды по затратности - на поддержку Кулакова, по некоторым оценкам, было потрачено 4 миллиона долларов. Кроме того, в списке силовиков значится и адмирал Балтийского флота Владимир Егоров, одержавший убедительную победу на выборах в Калининградской области, а также уже упомянутый генерал Шаманов (Ульяновская область). Интересно отметить, что из трех кандидатов Кремль оказывал явную поддержку лишь одному из них - Владимиру Егорову. В остальных же двух случаях Центр так и не смог определиться со своим отношениям к вышеперечисленным персонам, и победа одерживалась лишь с его молчаливого согласия.
Из "официальных" представителей бизнеса посты губернатора заняли три человека. Это Леонид Маркелов (Марий Эл), который являлся заместителем председателя "Росгосстраха", "платиновый король" Владимир Логинов (Корякский АО) - бывший директор ЗАО "Корякгеологдобыча" - и Александр Хлопонин (Таймырский АО) - генеральный директор "Норильского никеля". Не стоит забывать и про "бизнесмена на общественных началах" Романа Абрамовича, одержавшего убедительную победу в Чукотском автономном округе. Таким образом, прогнозы о желании олигархов прийти во власть потихоньку сбываются. Правда, пока в основном в автономных округах, что вполне понятно - во всех них имеются крупные месторождения полезных ископаемых. По некоторой информации, "на очереди" еще один автономный округ - Эвенкийский, где в апреле в выборах губернатора будет участвовать человек из руководства "ЮКОСа" Борис Золотарев.
И, конечно же, не стоит забывать о новом игроке, оказавшем непосредственное влияние на результаты выборов, - представителях президента в федеральных округах. Именно на них зачастую Кремль возлагал право выбора того или иного кандидата, что наиболее наглядно показывает случай с губернатором Тюмени, бывшим заместителем полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе Сергеем Собяниным. Хотя на стороне его проигравшего соперника, Леонида Рокецкого, были не только областные отделения "Единства", СПС, часть "ЯБЛОКА", "Народный депутат", но и мощные олигархические структуры - Тюменская нефтяная компания и "Сургутнефтегаз".
Итак, при всем "инфантилизме", который приписывали Кремлю во время предвыборных кампаний в регионах, он в конце концов получил то, что ему прочили лишь при условии повального применения административного ресурса и многочисленных "рычагов давления", а "благоприятные" результаты выборов стали естественным следствием реформ. Те губернаторы, заслугу избрания которых приписывали КПРФ, уже практически совершенно не представляют собой сильную оппозицию Кремлю, в том числе благодаря трем законам из путинского пакета по реформе вертикали власти. Не зря же пять глав "красных" регионов, уловив настроения Кремля, просто отказались баллотироваться по второму разу (пример - краснодарский Николай Кондратенко). Зато теперь в актив Центра прибавились силовики и лояльные к власти бизнесмены.