После завершения одного из этапов путинских реформ - претворения в жизнь закона о порядке формирования Совета Федерации, а также подготовки закона о политических партиях, о принятии которого уже говорят как о свершившемся факте, - все чаще звучит мысль о том, что верхняя палата российского парламента медленно, но верно начнет превращаться в своего рода вторую Государственную Думу. Еще летом прошлого года под этим подразумевался лишь усиливающийся контроль Кремля за губернаторами, которые уже не смогут, как раньше, влиять на дела федерального масштаба, поскольку в здании на Большой Дмитровке теперь будут заседать лишь их представители, отнюдь не застрахованные от кремлевского влияния. Однако теперь аналогия Совета Федерации с Госдумой становится более реальной. Обновившейся верхней палате все чаще предсказывают неминуемую смену структуры - теперь, мол, неизбежен процесс, при котором в Совете Федерации будут возникать подобные думским парламентские фракции.
На первый взгляд этот процесс выглядит вполне естественным, поскольку раньше губернаторы и главы региональных парламентов в первую очередь представляли собой регионы и только их интересы. Разумеется, ни о каком объединении по политическому принципу речи не шло. Однако теперь даже условия закона о партиях должны способствовать подобному объединению по политическим интересам. Напомним, что тот вариант этого закона, который представлен президентом в Государственную Думу, запрещает участие в выборах различных уровней региональных партий. Но не секрет, что в большинстве своем нынешние местные парламенты состоят из представителей тех самых региональных партий, за спиной которых зачастую стоят промышленные группировки регионального масштаба. Теперь же и сами главы исполнительной власти, и областные Думы в случае принятия закона будут формироваться исключительно партиями федеральными. Соответственно и представители глав субъектов, и представители законодательных собраний в Совете Федерации по идее должны быть выходцами из какой-либо партии, и им вроде бы сам бог велел впоследствии объединяться во фракции.
Но стоит ли и впрямь ожидать того, что верхняя палата станет абсолютным аналогом нижней? На данный момент в этом все же существуют большие сомнения. С одной стороны (и это подтверждают в Кремле), работа по структурированию политических сил в Совете Федерации ведется, и то, что она должна в конце концов завершиться возникновением фракций, - факт очевидный. Однако в отличие от Думы верхняя палата вряд ли будет представлять собой структуру, в которой будет царить партийное и квазипартийное многообразие. В беседе с корреспондентом "НГ" большинство экспертов высказали мысль, что ни о каком естественном формировании фракций по политическому принципу речи не идет. А та работа, которая ведется в Кремле по реформированию СФ, скорее состоит в желании превратить верхнюю палату парламента лишь в видимое подобие представительства федеральных партий. Ведь силы, которые реально смогут создать себе фракции естественным образом, будет всего только две - КПРФ и "партия власти", коей сейчас является "Единство" со своими сателлитами. В активе у первой - феноменальные успехи на поприще губернаторских выборов. За спиной второй по-прежнему стоят административные возможности и ресурсы Центра. Остальные же фракции будут представлять собой лишь разновидности той же КПРФ (к примеру селезневская "Россия") или что-то похожее на думский "Народный депутат", который является "младшим братом" фракции Бориса Грызлова в нижней палате. Таким образом, видимость многопартийности будет создана, но в то же время эта "партийная" палата будет абсолютно подконтрольной Кремлю. Сейчас президентская администрация вряд ли допустит в верхнюю палату остальные партии, по-прежнему используя возможность назначения разного рода регионального начальства в субъектах и "проталкивая" к власти "удобные" для себя структуры. Да и, к примеру, у того же "Союза правых сил" и "ЯБЛОКА" позиции в регионах не настолько сильны, чтобы оказывать этому процессу достойное сопротивление. Член бюро объединения "ЯБЛОКО" Вячеслав Игрунов в разговоре с корреспондентом "НГ" также заявил о том, что о формировании фракций в Совете Федерации естественным образом речи не идет. Во-первых, в субъектах пока еще сильны позиции губернаторов, которые по-прежнему оказывают большое влияние на формирование региональных парламентов. Поэтому о подавляющем представительстве какой-то одной федеральной партии, которая смогла бы оказывать воздействие на выбор представителя в СФ, говорить не приходится. Во-вторых, по словам Игрунова, для Кремля сейчас гораздо проще иметь дело непосредственно с губернаторами, которые в большинстве своем намеренно не входят в какие-либо политические структуры федерального масштаба.
Так или иначе, но все эксперты сходятся в одном - иерархические отношения внутри самих регионов (парламент субъекта - губернатор) строятся сегодня абсолютно не по политическому, а по клановому принципу. Да и из процесса взаимодействия регионов с Центром (в том числе и в случае с формированием Совета Федерации) политические партии пока просто выпадают.