Вчера президент России Владимир Путин внес в Государственную Думу законопроект о политических партиях. Впрочем, о том, что это произойдет именно в среду, источники "НГ" в президентской администрации говорили еще в понедельник. Правда, при условии, что и у самого президента, и у лидеров фракций в Государственной Думе к проекту документа не возникнет принципиальных претензий. Что касается главы государства, то, судя по всему, он остался полностью удовлетворен наработками Центризбиркома совместно с президентской администрацией, назвав закон "началом цивилизованного строительства политической структуры общества".
По итогам встречи Путина с лидерами думских фракций и депутатских групп во вторник выяснилось, что все из них без исключения решили поддержать президентский вариант в первом чтении. Это означает, что сама концепция документа изменениям подвергнута не будет. Однако вышедшие после встречи с президентом лидер КПРФ Геннадий Зюганов, лидер фракции "Единство" Борис Грызлов и глава депутатской группы "Регионы России" Олег Морозов не стали скрывать того, что во втором чтении в документ, возможно, будет внесено немало поправок. Каким же образом может измениться законопроект после прохождения второго чтения? Фракция "ЯБЛОКО" считает для себя принципиальным внести три предложения. Как заявил в интервью "НГ" первый заместитель руководителя фракции Сергей Иваненко, прежде всего необходимо более четко прописать механизм контроля за численностью членов партии, с тем чтобы не дать возможность государству злоупотреблять теми механизмами администрирования, которые ему предоставляет нынешний вариант закона. Напомним, что президентский вариант позволяет ликвидировать партию через Верховный суд по представлению генпрокурора, в том числе и по причине отсутствия у партии необходимого количества зарегистрированных членов в региональных отделениях. В свою очередь, региональные отделения должны быть не меньше чем в пятидесяти регионах, и в каждом из них должно числиться как минимум десять тысяч зарегистрированных членов.
Второй вопрос, который беспокоит "ЯБЛОКО", - это выделение средств партиям из государственного бюджета. По мнению Иваненко, либо финансирование должно быть действительно полным, что, конечно же, маловероятно в условиях того небольшого бюджета, который имеет сейчас Россия, либо его не должно быть вообще. Кроме того, "ЯБЛОКО" не устраивает тот механизм создания партий, который прописан в законе. В частности, недоумение у "яблочников" вызывает необходимость формирования оргкомитета, который чуть ли не за год до создания партии должен подготовить программу и устав. По мнению Иваненко, тот закон, который позволяет десяти членам написать устав и программу, является "просто профанацией". При этом он заметил, что ни одно из предложений "ЯБЛОКА" не основано на каких-то политических позициях, а основано "на элементарной логике".
Идеи тех поправок, которые будет пытаться вносить фракция СПС, во многом сходятся с "яблочными". В беседе с корреспондентом "НГ", вице-спикер Государственной Думы от фракции "Союз правых сил" Ирина Хакамада заявила, что СПС будет выступать категорически против финансирования партий государством. По ее мнению, те копейки, которые закон выделяет за каждый голос, - это гроши, которые все равно не обеспечат равного состояния партий на политическом рынке. Кроме того, по ее мнению, налогоплательщики не обязаны поддерживать из своих средств каждую партию, а вольны отдавать собственные средства только тем, кому они доверяют. СПС также намерен серьезно рассмотреть возможность ликвидации регистрации партий с помощью представления Генпрокуратуры в Верховный суд как возможность для государства по желанию закрыть любую партию. "Союзу правых сил" не нравится положение, связанное с квалификационными требованиями, предъявляемыми для регистрации партий. В частности, Хакамада считает, что механизм регистрации не должен иметь обратную силу, ведь по нынешнему варианту закона, если в каком-то регионе зарегистрировавшихся членов становится меньше десяти тысяч, то регистрацию можно аннулировать. Это, считает она, крайне нелепо, поскольку "в каждой губернии можно будет уговорить десяток членов написать заявление и выйти из партии".
Что касается фракции "Единство", то характер тех поправок, которые она будет пытаться внести во втором чтении, вполне вписывается в концепцию этой партии. Взять, к примеру, пожелание фракции о том, чтобы изъять из закона положение, запрещающее становиться членами партии государственным служащим. Как заявили корреспонденту "НГ" во фракции, либо нужно конкретизировать в законе положение о запрете, либо вносить изменения, разрешающие такую практику, в другие законы, к примеру, в закон о государственной службе. Кроме того, "медведей" смущают положения закона, чересчур подробно регламентирующие вопросы внутрипартийной дисциплины. По их мнению, такие вопросы нужно отдавать исключительно на откуп самим партиям. Что касается госфинансирования и процедуры ликвидации партий, то эти положения у "Единства" вопросов не вызывают. Единственное, что во фракции считают необходимым уточнить, - это финансирование партий из посторонних источников.
Между тем во фракции КПРФ так до сих пор не успели определиться со своими претензиями к тексту законопроекта, решив отложить их обнародование до второго чтения. Впрочем, если все остальные фракции и считают какие-то условия закона для себя неудобными, у КПРФ, похоже, такой проблемы не существует. Источники "НГ" в президентской администрации утверждают, что коммунисты представляют собой структуру, которая наиболее полно отвечает всем требованиям путинского варианта документа. Тем не менее не стоит сомневаться в том, что и другие, менее крупные, парламентские фракции и группы подготовят немало поправок в законопроект о партиях. Ведь для многих из них вопрос о том, каким будет окончательный вариант документа, - это в буквальном смысле "вопрос жизни и смерти".