ПОСЛЕ многомесячной кропотливой работы над очередным планом военного реформирования Совет безопасности РФ наконец-то заявил, что выработан окончательный вариант. С ним согласились все силовики, дело осталось за малым - утвердить у президента, тогда преобразования военных структур развернутся полным ходом. Еще в начале ноября, публикуя эту информацию, "НГ" выражала сомнение, что не так-то просто это будет сделать.
К сожалению, "НГ" не ошиблась. Теперь уже с полным основанием можно утверждать, что по прошествии двух месяцев (а отводился только один) после окончательной выработки планов военного реформирования документы по-прежнему остаются сырыми, согласия между силовиками нет, а потому ставится новый контрольный срок - март следующего года, когда, возможно, президент утвердит эти документы. Но и этот срок под вопросом.
Пока ясно одно: есть ли подпись под документом о военном реформировании или нет, но намеченные сокращения будут проводиться. В общем, как в прежние годы, - только эту проблему и решил Совбез на своих совещаниях, другие же - повисли. На сей раз войска всех силовых структур сокращаются на 600 тыс. человек, из этого числа львиная доля выпадает на собственно Вооруженные силы - 360 тыс. человек, или четверть их состава. Армия и флот вновь стали разменной монетой, ибо "на другие войска", составляющие две трети всех силовых структур (то есть около 2 млн. человек), приходится меньше половины сокращений. Это как-никак войска одиннадцати министерств и ведомств, в том числе МЧС, ФСБ, ФАПСИ, Желдорвойска и другие. Они-то получили почти незаметную квоту сокращений. Самые пострадавшие из них - погранслужба, которая должна "недосчитаться" всего 5 тыс. человек.
Сокращение, иначе говоря, - веление времени, иначе экономика страны не выдержит ныне существующую численность. Но, как выясняется, не все силовики согласны с контрольными цифрами. До 2005 года силовые структуры покинет каждый пятый, ныне стоящий в строю. Настораживает тот факт, что сокращение осуществляется в том же пропорционально-долевом соотношении, что и в былые годы, - все виды Вооруженных сил "обрезать" приблизительно в равной мере. Понемногу от РВСН, боевой авиации, военно-морского флота, но чуть побольше от сухопутных войск - 180 тыс. человек. (Теперь они станут равными по численности одному Северо-Кавказскому военному округу или сухопутным войскам на островной Японии.)
Таким образом, приоритеты в области военного строительства остались прежние - равнение на Вооруженные силы Советского Союза. Теперь они предстанут уменьшенными (почти в четыре раза), но останутся все те же Ракетные войска стратегического назначения, которые станут самостоятельным родом войск Вооруженных сил России. Сухопутные войска сожмутся до масштабов общевойсковой армии, но будут именоваться видом и вновь получат своего главкома, выйдя из состава Генштаба, но по-прежнему подчиняясь ему.
Боевые авиация и флот также сократятся на численность до 10%, но статуса своего не утратят.
Попутно было намерение исправить ошибки прошлых реформ: ракетно-космическая оборона покинет РВСН, возродят свою организационную независимость военно-космические силы. Но, в общем, все вместе структурно - ни дать ни взять Вооруженные силы СССР. Сейчас в Кремле задумываются, а целесообразно ли это.
Иначе говоря, главный, стержневой момент в общей концепции военного реформирования отсутствует напрочь, а именно: принципиально новый замысел военного реформирования, а не "повторение задов", как говорили в петровские времена. Выдвигаются некие суррогаты. В частности, нехватку личного состава для сухопутных войск предлагается компенсировать личным составом тех же внутренних войск МВД, ФАПСИ или МЧС. Но для всякого военного специалиста ясно, что подобный подход - путь к размыванию профессиональной подготовки военнослужащего. Что хорошо на бумаге, то в военной практике обрастает массой различного рода условий, индивидуальных умений и навыков. В результате все это так и остается в чиновничьих фантазиях и оборачивается полным нулем в боевой обстановке.
Во всяком случае, заминка с этим вопросом возникла. В Главном оперативном управлении сейчас разрабатывается новое положение о военном округе, в котором предполагается детально прописать порядок взаимодействия различных силовых структур в чрезвычайных ситуациях. Словом, работа не на один месяц, если принять во внимание тот факт, что всем должен верховодить командующий военным округом - профессионал в боевых делах, но насколько он подготовлен для выполнения функций пограничной охраны, борьбы с терроризмом, бандитизмом, ликвидации последствий стихийных бедствий и многим другим, что потенциально может угрожать безопасности российского региона?
Или еще один не менее "революционный" подход - создание единого тыла для армии, флота, авиации, войск МЧС, внутренних войск, погранвойск - придумал Генштаб несколько лет назад. Его оппоненты из других силовых структур безуспешно доказывали, что так быть не может - и задачи разные, и нормы обеспечения отличаются, и дислокация частей разнится не сотнями, а даже тысячами километров. Не может быть в природе такого, не будет единая тыловая система функционировать должным образом, не обеспечит тех же пограничников всем необходимым вовремя. Ан нет. Совбез на своих заседаниях буквально выкручивал руки несогласным начальникам, угрожая даже смещением с должностей. Генштаб все же провел в жизнь свой "тыловой" замысел, но оказалось, что согласия нет и представлять на утверждение президента рановато.
Почему-то дело тормозится еще из-за того, что оказалось затруднительным провести разграничительные линии между оперативной деятельностью Генштаба и административными функциями собственно Минобороны, хотя соответствующие документы действовали еще в советские времена. Возможно, сложность в том, что в ходе координирующей деятельности Совбеза по разработке новой стратегии военной реформы этот совещательный орган при президенте усмотрел для себя руководящую роль военно-силовыми структурами (хотя его руководители на словах отрицают). Но в любом случае Совбез уже подмял под себя законодательную сторону военного реформирования, а также установил для себя командное право по отношению к главам всех силовых российских ведомств. Выше Совбеза стоит только президент РФ, он же Верховный главнокомандующий. И руководит силовиками через тот же Совбез.
Сегодня утряской всех этих вопросов занимается некая межведомственная рабочая группа. На нее также возложены обязанности разработать в первой половине следующего года очередной план военного строительства с уже знакомым названием "Основы (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года". Аналогичный документ "на период до 2005" года готовился в 1998 году и по истечении того же года оказался устаревшим.
Но главная причина проволочек с утверждением общего плана военного реформирования кроется в келейности его выработки. Думские законодатели рассматриваются не более как в качестве совещательных голосов. Всем руководят сами же силовики, а они сами себя, как показал весь предшествующий опыт, вряд ли реорганизуют должным образом. И второе немаловажное обстоятельство. Который раз за последние годы провозглашаются кардинальные программы военного реформирования... и с треском проваливаются. Может быть, целесообразней использовать зарубежный опыт, когда последовательно ставятся краткосрочные цели (максимум на два года). Это позволяет без кампанейщины выполнять одну задачу за другой в соответствии с массой меняющихся обстоятельств как международных, так и внутренних, что особенно значимо для России.