- СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ, вам не кажется, что заявления таких знаковых фигур, как Елена Мизулина, которая недавно выступила с инициативой роспуска партии для последующего объединения с СПС, и Вячеслав Игрунов, который заявил о кризисе в "ЯБЛОКЕ" и невозможности объединиться с "Союзом правых сил", действительно заставляют задуматься о том, что в вашей партии не все в порядке?
- Я считаю нормальным, что в партии существуют люди с различными точками зрения. И примечательно то, что указанные вами видные члены партии фактически выступили с противоположными точками зрения по поводу коалиции с "Союзом правых сил". В одном случае речь шла о том, что необходимо как можно быстрее объединиться, в другом - что никогда, ни при каких условиях объединения не произойдет. На самом деле истина, как всегда это бывает, лежит посередине. И соответствующее решение партии на этот счет существует. В июле восьмой съезд "ЯБЛОКА" единогласно, я подчеркиваю - единогласно, принял решение о коалиции с СПС. Суть этого решения, которое полностью согласовано с нашими коллегами из СПС, состоит в следующем. Мы занимаемся укреплением партии, делаем ее сильной, самостоятельной структурой, которая будет отвечать тем требованиям закона о партиях, который в ближайшее время будет принят Государственной Думой. То же самое делает и "Союз правых сил". Мы создаем сильную коалицию двух сильных партий. Эта коалиция чем-то напоминает, конечно, с учетом российских особенностей, коалицию ХДС/ХСС в Германии, которая создавалась по такому же принципу. Прошло несколько десятилетий, прежде чем они преобразовались в одну партию. Основные направления деятельности нашей коалиции тоже определены. Прежде всего это координация деятельности по законодательству - работа в Думе координационного совета, который заседает еженедельно и который возглавляем я и Виктор Похмелкин. Я хочу обратить внимание, что наша работа в этом координационном совете идет очень легко. Решения по голосованию по законам каждая фракция принимает самостоятельно, а на координационном совете мы сверяем наши позиции. Так вот, разногласий при этом механизме принятия решений практически нет. Кроме того, у нас большие успехи на поприще региональных выборов. Более чем в 20 регионах мы выдвигали либо единого кандидата, либо единый список кандидатов, и общий язык удавалось найти очень легко. Конечно, существуют трения, существуют различные точки зрения, но, как правило, мы выходим на согласованные решения. Кроме того, нужно иметь в виду формирование совместных фракций в законодательных собраниях регионов. В этом состояло наше решение, и такая работа проводится. Наконец, в ближайшее время будет подготовлен механизм формирования единого списка по выборам в Государственную Думу 2003 года, а затем и сам список. Конечно, эта работа является не публичной. Поскольку она связана с людьми, с кадровыми проблемами, эта работа достаточно деликатна, но она идет. И я думаю, что мы сможем добиться результатов. Образовать завтра одну партию, а точнее, "взорвать" обе наши партии - в этом, наверное, заинтересованы некоторые силы, которые как огня боятся реального объединения, реальной политики. Поскольку даже наши совместные заявления становятся фактором общественной жизни. Это, к примеру, и позиция по НТВ, и позиция по гимну.
- Из ваших слов следует, что эти силы стоят за Мизулиной и Игруновым?
- Нет, я имею в виду те силы, использующие любую возможность, чтобы не допустить того, что мы достаточно эффективно делаем.
- Но все-таки как можно оценить заявления Мизулиной и Игрунова с точки зрения партийной дисциплины? Как у человека, состоящего в рядах действительно крепкой и слаженной структуры, какой вы себя считаете, может возникнуть желание делать подобного рода заявления?
- Заявление ярославского отделения партии было сделано в строгом соответствии с уставом "ЯБЛОКА" и не является для нас проблемой в этом смысле. Отношения к внутрипартийной дисциплине оно не имеет. Заявление это было политически ошибочным, об этом сказало и бюро. Политическая ошибка, чтобы было понятно, состоит в следующем. Как-то, знаете ли, странно выглядит, когда один человек призывает другого к самоубийству. Здесь я вижу прямую аналогию. С точки зрения русского языка и с точки зрения выражения своей мысли в этом нет проблемы. Но с точки зрения ваших отношений с человеком, который делает вам такое предложение, проблемы возникнут. Он сразу спросит: "Почему?" А вы ему отвечаете: "Ну я же просто хочу обсудить этот вопрос, давайте соберем съезд и решим, надо ли всем покончить с собой". Это заявление просто очень неудачно. Я понимаю внутренние мотивы, понимаю, что политическая неопытность здесь имела решающее значение. Смысл был в том, чтобы привлечь внимание к проблеме, которая в основном решена, хотя по ней до сих пор существуют разные точки зрения.
- Будете ли вы каким-либо образом "наказывать непослушных"?
- Никаких санкций, никаких карательных мер мы никогда не предпринимали и не собираемся предпринимать.
- Как вы относитесь к заявлению Игрунова, в котором он допустил возможность своеобразного "обмена кадрами" между СПС и "ЯБЛОКОМ", которые, по его мнению, в конечном счете так и не смогут создать единую структуру?
- Я еще раз хочу вам сказать о позиции "ЯБЛОКА". Наша позиция состоит в том, что мы создаем коалицию из двух сильных партий. Эта коалиция действует. Она уже существует. Вопрос стоит о ее развитии, и не стоит вопроса о том, что нам срочно нужно что-то ломать. Мы абсолютно нормально, эффективно работаем. И это дает результаты. Дискуссия идет только вокруг сроков и формы коалиции, только и всего.
- Но если говорить о едином списке на выборах 2003 года, то не думаете ли вы, что неизбежно возникнут сложности при распределении мест в первой тройке?
- Кто-то будет первый, кто-то второй, кто-то третий. Так и будем делить.
- Есть ли уже какие-либо наметки по вариантам списка и механизмов, согласно которым могла бы осуществляться его "комплектация"?
- Вопрос этот слишком деликатный и не является на данном этапе публичным. Консультации по этому поводу были, варианты у нас существуют. Важно сначала выработать механизм, правила игры, а потом определять конкретных людей.